Рефераты. Анализ и оценка организации учета труда и заработной платы и их аудит

3. Аудит учета заработной платы в ХХХ

3.1 Аудит учета заработной платы и удержаний из неё

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.[24]

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1. предварительное планирование;

2. подготовка и составление общего плана;

3. подготовка и составление программы.

В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» работа с ХХХ, должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение ХХХ с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

· о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности ХХХ;

· о принципиальной возможности сотрудничества с ХХХ

· о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности ХХХ.

Основные процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

· определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

· определение отраслевых особенностей и специфики деятельности ХХХ, его организационно-управленческого устройства;

· знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

· экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

· оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д.

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

· реальные трудозатраты;

· уровень существенности;

· проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ХХХ, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.

Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы[32]:

· круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;

· наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;

· наличие технических средств контроля;

· наличие технологии контроля;

· контролируемые параметры.

Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что:

· рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы. Все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации;

· главный бухгалтер организации не осуществляет контроль по предотвращению ошибок во время работы расчетной группы.

Из беседы с главным бухгалтером установлено, что:

· контроль за работой расчетной группы осуществляется только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.

Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (приложение О).

По данным заполненного теста можно охарактеризовать организацию системы внутреннего контроля в ХХХ на среднем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.

Также по данным теста можно сказать, что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда в общем отвечает требованиям оперативности и достоверности, но полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.

Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Определим уровень существенности на основании данных 2007 года ХХХ (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Определение уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя, тыс. р.

Доля, %

Значение для нахождения уровня существенности, тыс.р.

1

2

3

4

1.Балансовая прибыль (форма 2, стр.190)

448

5

22,4

2.Валовый объем реализации без НДС (форма 2, стр.010)

5 480

2

109,6

3.сумма собственного капитала (форма 1, стр.490)

1 335

10

133,5

4.Валюта баланса (форма 1, стр.300)

1 427

2

28,54

5.Общие затраты организации (форма 2, стр.020)

4 819

2

96,38

Расчет уровня существенности показателей составляет:

средние арифметические показатели уровня существенности:

(22,4+109,6+133,5+28,54+96,38) / 5 = 78,1 тыс. р.

наименьшее значение от среднего отличается на:

(78,1 - 22,4) / 78,1 * 100% = 71,3 %

наибольшее значение от среднего отличается на:

(133,5 - 78,1) / 78,1 * 100% = 70,3 %

Поскольку значение 133,5 тыс. р. отличается от среднего значительно, а значение 22,4 тыс. р. не так сильно, то аудитор принимает решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (22,4 тыс. р.).

новая средняя арифметическая составит:

(22,4 + 109,6 + 28,54 + 96,38) / 4 = 64,2 тыс. р.

Полученную величину допустимо округлить до 65 тыс. р. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).

Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:

(65 - 64,2) / 64,2 * 100% = 1 %, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).

Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).

Формула факторной модели

ВР · РК · РН = ПАР, (3.1)

где

Будем считать что:

внутрихозяйственный риск (ВР) - 60 %

риск контроля (РК) - 50 %

риск не обнаружения (РН) - 10 %

0,6 · 0,5 · 0,1 = 0,03 или 3 %

Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.

Теперь имея всю необходимую информацию составим общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ХХХ (приложение П).

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (приложение Р).

Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи[32] (приложение С). В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:

· предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;

· объект проверки узконаправленный;

· организация использует компьютерный учет и бухгалтерские программы «1С: Предприятие 7.7» и «1С: Зарплата + Кадры».

Контроль за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства - дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ХХХ.

Выявленные на данном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетных документах аудитора.

Здесь установим, что случаев включения в табеля учета рабочего временя вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.