В представленном отчете имеются две ступени: верхняя - маржинальный доход, нижняя - доход от основной деятельности, - которые заполняются при поэтапном процессе учета. Если переменные затраты разделить на производственные и непроизводственные, то данный отчет будет составлен в три этапа. На первом рассчитывается производственный маржинальный доход как разность между доходом (выручкой) от реализации продукции и переменными производственными затратами. На втором определяется совокупный маржинальный доход в целом по предприятию как разность между производственным маржинальным доходом и непроизводственными переменными затратами. На третьем определяется доход от основной деятельности путем сопоставления совокупного маржинального дохода и суммы постоянных затрат.
Далее ступенчатость отчета можно увеличить делением постоянных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Этот метод называют «многоблочной системой». В некоторых случаях ступени могут предусматривать другие признаки группировки затрат или доходов. Например, постоянные затраты, имеющие прямое отношение к отдельным изделиям или группам изделий, подразделение их по территориям сегмента сбыта или каналам распределения.
Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают использовать этот подход для составления финансовой отчетности компании в финансовом учете. Основным аргументом против этого выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли.
Важной особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и доходом от основной деятельности. Такой анализ называется анализ безубыточности и базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью. В основе анализа безубыточности лежит деление совокупности затрат по снабжению, производству и реализации продукции на постоянные и переменные.
Наглядно это изображено при помощи графика (рисунок 2).
Рисунок 2 - Взаимосвязь объема производства и себестоимости с доходом от основной деятельности
Три главные линии показывают зависимость переменных и постоянных расходов и дохода (выручки) от объема производства. Точка К называется точкой критического объема производства («мертвая точка», точка рентабельности) - объем производства, при котором величина дохода выручки) от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Этот график и многочисленные его модификации используются как орудие для планирования при анализе и принятии управленческих решений. С его помощью можно определить влияние на сумму дохода от основной деятельности изменения объема, цен, себестоимости, структурных сдвигов в реализуемой продукции.
В настоящее время в мировой практике применяют два варианта «директ-костинга»:
- простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах;
- развитой «директ-костинг», при котором в себестоимости наряду с переменными затратами включаются прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
Простой «директ-костинг» имеет две характерные черты:
1) этот метод используют для анализа затрат, выпуска реализации в целом по предприятию;
2) принятый критерий вектора затрат, включаемых в себе стоимость изделий, есть их переменность.
Схема метода простого «директ-костинга» показана на рисунке 3.
Объем реализации
Минус (-)
Переменная себестоимость
Равняется (=)
Маржа (разность)
Постоянные затраты
Доход (убыток) от основной деятельности
Рисунок 3 - Простой «директ-костинг»
Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:
- затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;
- себестоимость произведенных и реализованных изделий исчисляется только на основе распределения переменных (операционных) затрат;
- сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;
- возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой «директ-костинг») определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек дохода (выручки) от реализации по сравнению с переменными затратами:
МД=ДРП - ПЗ (1),
где МД - маржинальный доход,
ДРП - доход (выручка) от реализации продукции,
ПЗ - переменные затраты.
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает «точку безубыточности», т.е. финансовый результат равен нулю.
Если предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет измерить «вклад» каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального (критического), объема реализации порога рентабельности различных товаров.
Основы метода заключаются в следующем:
1) постоянная направленность учета на конечный результат, т.е. определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (доход или убытки);
2) учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;
3) учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;
4) определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.
Метод переменной и прямой себестоимости, или развитой «директ-костинг», иллюстрирует рисунок 4.
Доход (выручка) от реализации
Маржа (разность) 1
Постоянные прямые затраты
Маржа (разность) 2
Общая маржа
Постоянные косвенные затраты
Производственный результат
Рисунок 4 - Развитой «директ-костинг»
Принципы развитого «директ-костинга»:
1) затраты, реализация и результаты учитываются по сегментам деятельности; эта информация доводится до всех внутренних и внешних сегментов;
2) затраты, которые можно прямо отнести на сегмент, распределяются на него прямо, без применения методов косвенного распределения;
3) определяется, как правило, несколько марж по мере учета переменных и прямых постоянных затрат.
Развитой «директ-костинг» сохраняет преимущества простого «директ-костинга», ибо основан на определении маржи по изделиям, но не имеет его недостатков, если учитывать специфический характер постоянных затрат, связанных с соответствующими изделиями.
Метод «вклада» в изделия позволяет определить «участие» каждого изделия, т.е. его «взнос» в покрытие постоянных затрат, которые существуют даже при условии отказа от производства и реализации этого изделия.
Идея «директ-костинга» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся затрат и формирования финансовых результатов. Согласно этим стандартам затраты, зависящие больше от длительности отчетного периода и связанные с управлением предприятием, можно не включать в себестоимость изделий, а покрывать из валового дохода предприятия.
В Республике Казахстан применяется учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления предприятий с различной формой собственности, развития процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики возрастает потребность в «директ-костинге», от которого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.
В условиях централизованного государственного ценообразования в Казахстане применялся учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями. В настоящее время включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики возрастает потребность в «директ-костинге», от которого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.
Для внедрения системы «директ-костинг» необходимо разделять затраты на переменные и постоянные. Под переменными понимают затраты, общая сумма которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объемов производства. К ним относятся, например, затраты на сырье и основные материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработная плата основных производственных работ при сдельных системах оплаты труда и др. В расчете на единицу продукции указанные затраты неизменны.
К постоянным относятся затраты, абсолютная сумма (величина) которых при изменении степени загрузки производственных мощностей или объемов производства не изменяется. К ним относятся, например, начисляемая за период амортизация основного капитала, арендная плата, проценты на заемный капитал, заработная плата администрации предприятия, охраны и др. При увеличении объема выпускаемой продукции постоянные затраты распределяются на большой объем, что приводит к снижению себестоимости единицы продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17