Предприятие в этом случае должно дополнительно произвести 22,7 тыс. дал пива, чтобы при цене 204,89 тенге за 1 дал получить выручку в сумме 4647,7 тыс. тенге.
Следующий сравнительный расчет показывает варианты принятия решений о снижении цены с увеличением объемов при учете полной себестоимости и «директ-костинге».
АО ИП «Эфес Караганда Пивоваренный завод» реализует в течение отчетного года 1332 тыс. дал пива. Полная себестоимость равна 276620 тыс. тенге. Средняя продажная цена за 1 дал пива составляла 227,65 тенге. Исследования рынка показали что если снизить цену на 25 тенге, то объем реализации может возрасти на 85% и составить 2464 тыс.дал. Так как производственные мощности позволяют увеличить объем производства в таком размере, необходимо рассчитать варианты и принять решение о том, стоит ли снижать цену. Информацию для расчетов возьмем из системы учета полной себестоимости и системы «директ-костинга».
Сравнительные расчеты дохода, получаемого при расчетах по обоим вариантам, представлены в таблицах 11 и 12.
Таблица 11 - Расчет дохода от основной деятельности при организации учета полных затрат (полной себестоимости продукции)
Показатели
Альтер-
натива 1
(1332 тыс. дал)
натива 2
(2464 тыс. дал)
1. Цена реализации, тенге
227,65
202,65
2. Полная себестоимость 1 дал пива (276620:1332), тенге
207,67
3. Доход (прибыль) от реализации 1 дал пива, тенге
19,98
-5,02
4. Общий доход (убыток) от реализации пива, тыс.тенге
26608
-12369
Таблица 12 - Расчет дохода от основной деятельности при организации учета затрат по системе «директ-костинг»
Альтернатива 1
Альтернатива 2 (2464 тыс. дал)
2. Себестоимость усеченная (на основе переменных затрат), тенге
170,93
3. Маржинальный доход от реализации 1 дал пива, тенге
56,72
31,72
4. Доход от реализации пива, тыс. тенге
303228
499330
5. Общие переменные затраты, тыс. тенге
227684
421172
6. Маржинальный доход, тыс. тенге
75544
78158
7. Постоянные затраты, тыс. тенге
48936
8. Доход от основной деятельности, тыс. тенге
29222
Если проводить альтернативный анализ на основе учета полных затрат (полной себестоимости), то получается, что заводу не выгодно снижать цену, даже если это приведет к росту объему продаж, так как согласно расчетам доход от основной деятельности снизится на 38977 тыс.тенге [26608 - (-12369) -= 26608 + 12369 = 38977]. Более того, такое производство будет убыточным, и завод получит убыток на 12369 тыс. тенге.
Если делать расчеты дохода от основной деятельности по системе «директ-костинг», выбрав вторую альтернативу, то его величина увеличится на 2614 тыс.тенге (29222 - 26608), что совпадает с ростом маржинального дохода (78158 - 75544).
В случае расчета дохода от основной деятельности на основе полной себестоимости искусственно занижается доход на 1 дал пива при втором варианте (объеме продаж 2464 тыс. дал), поскольку не учтено снижение доли постоянных затрат на единицу продукции при росте объема производства с 1332 тыс. до 2464 тыс. дал. При альтернативных расчетах по полной себестоимости ее величина остается неизменной и равняется 207,67 тенге.
Фактически же с увеличением объема производства полная себестоимость 1 дал пива снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту дохода на единицу продукции. Этот факт учтен при анализе альтернативных вариантов по системе «директ-костинг», ибо в расчетах принимается себестоимость 1 дал пива только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на 1 единицу продукции при изменениях объема производства. Расчеты проводятся на основе сравнения общего маржинального дохода и разности его величины и суммы постоянных затрат.
Этот вариант расчетов, на наш взгляд, более правильно отражает доход предприятия, который он может получить, приняв ту или иную альтернативу.
Безусловно, можно сделать правильный расчет дохода и при учете полной себестоимости, если иметь под рукой информацию о переменных и постоянных затратах. Однако здесь намеренно упрощен пример, чтобы показать, как может быть принято неправильное решение, если игнорировать факт разного поведения затрат при изменении объема.
Завершая анализ безубыточности предприятия, теперь сосредоточим свое внимание на анализе факторов, влияющих на изменение величины дохода от основной деятельности предприятия.
На доход от основной деятельности влияют следующие факторы:
1. Цена единицы реализованной продукции;
2. Переменные затраты на единицу продукции;
3. Постоянные затраты, связанные с производством реализации и управлением предприятием;
4. Объем реализованной продукции.
Администрация предприятия должна не только рассчитать сумму текущего дохода, но и определить пути ее увеличения, повышения рентабельности продукции.
В профессиональной литературе отмечается 4 способа повышения рентабельности:
1. Повышение продажной цены единицы продукции.
2. Снижение переменных затрат на единицу продукции.
3. Снижение постоянных затрат.
4. Увеличение объема производства [17, 401].
Взаимосвязь между изменениями цен, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат и объема производства показана на рисунках А, Б, В, Г Приложения В.
Для составления графика доходности были использованы следующие исходные (начальные) данные:
а) цена реализации 1 дал пива, тенге 220;
б) переменные затраты на 1 дал пива, тенге 163,64;
в) объем производства, тыс. дал 1045;
г) доход от основной деятельности (текущая прибыль) тыс.тенге 20503.
Предположим, что каждый фактор повышения доходности (рентабельности) изменился на 10%.
Тогда эффект от их изменений будет характеризоваться данными приведенные в таблице 13.
Сделанные расчеты основывались на допущении, что перечисленные выше факторы независимы друг от друга. Но такая ситуация на практике встречается редко. В практической деятельности может иметь место полная взаимосвязь между ними. Не исключается воздействие других факторов, например, таких как: запросы покупателей, оперативная ценовая политика, направленная против конкурентов. «Кроме того, - пишет Т.П. Карпова, при установлении цен на спец.заказы возникают затруднения учетом свободных производственных мощностей или их нехваткой. В таких ситуациях ценообразование связано не только рынком, но и с дополнительными инвестициями» [19, c.283].
Таблица 13 - Эффект от изменения на 10% факторов, влияющих на величину дохода от основной деятельности (текущего дохода)
Фактор
Влияние
(тыс.тенге) на:
Новая величина дохода,
тыс. тенге
Увели-чение
выручку
затраты
1. Повышение цены 1 дал пива (220 х 110:100 х 1045 - 229900 или 220 х 0,10 х 1045)
22990
-
43493
112,1
2. Снижение переменных затрат на 1 дал пива (163,64 х 0,90 х 1045-171004)
0
-1710,4
37603,4
83,4
3. Снижение постоянных затрат (38393x0,90-38393)
-3839,3
24342,3
18,7
4. Увеличение объема производства (229900 х 110:100 -229900 или 22990 х 0,70)
+22990
Также в управлении предприятием нередко возникают ситуации, когда приходится принимать решение о собственном производстве или закупке на стороне, о принятии заказа на дополнительное производство. При принятии такого решения руководству предприятия значимы только те затраты и поступления, величина которых зависит от принимаемого решения.
Пока приростные доходы больше приростных затрат, у предприятия будет краткосрочный доход. В этой ситуации необходимо сопоставить релевантные доходы и релевантные издержки и принять руководству предприятия решение, стоит ли ему ориентироваться на краткосрочный доход или отказаться от него, оградить долгосрочные интересы от возможных изменений в случае принятия положительного решения.
Одной из важнейших управленческих задач, при решении которых используется релевантная информация является планирование ассортимента выпускаемой продукции и оптимизация его структуры, т.е. увеличение доли тех видов продукции, которые приносят предприятию больший доход от его основной деятельности. Но при этом необходимо иметь виду, что администрация предприятия не сведет свою производственную программу только к одному самому доходному виду продукции, чтобы минимизировать вероятность банкротства в связи с изменением конъюнктуры рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17