Система учета переменных затрат в США получила наименование «директ-костинг», в Великобритании - «маржиналькост», в Германии - «система учета сумм покрытия, или система учета «граничных (предельных) затрат», а во Франции - «маржинальная бухгалтерия».
Однако, несмотря на все это разнообразие терминов, определяющих систему учета переменных издержек, «директ-костинг» является самым употребляемым и популярным, возможно потому, что он был первым названием, данным этому методу учета себестоимости.
Термин «директ-костинг», по мнению английских ученых Ч.П. Хорнгрена и Дж. Фостера, «неудачен», так как на запасы распределяются не только прямо относимые затраты материалов и труда, но и переменные общепроизводственные расходы. Поэтому термин «вериэйбл-костинг» более точно отражает суть метода.
В профессиональной литературе стран СНГ распространен привычный термин «директ-костинг», который имеет определенные преимущества:
- исторически обусловлен (указывает на происхождение этой системы);
- достаточно полно отражает сущность системы (поскольку больший удельный вес в переменных затратах занимают, как правило, прямые переменные затраты);
- лаконичен;
- интернационален [7, с.15].
Автор работ по финансовому менеджменту Керимов В.Э. выделяет несколько основных причин появления метода «директ-костинг» в качестве системы управленческого учета организации [8, с.290]:
1. Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель -- модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.
2. Бухгалтерская причина. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только затраты, связанные с выработкой продукции. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода - завышенными.
3. Значительное развитие система «директ-костинг» получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.
На важнейшую роль «директ-костинга» как базы принятия управленческих решений указывает Друри [9, с.24]. Он отмечает, что система «директ-костинг» важна в качестве базы принятия стратегических средне- и краткосрочных решений и может быть основанием корпоративной стратегии организации только в виде агрегированных сводок, планов и отчетов. В разработке долгосрочной стратегии «директ-костинг» учитывается наряду с другими факторами деятельности предприятия.
В качестве выводов можно сформулировать следующее. Система «директ-костинг», основная идея которой была выдвинута немецкими учеными еще в конце XIX в., впервые стала применяться в компаниях и фирмах США в середине XX в. Сущность ее заключается в подразделении затрат производства в зависимости от изменения его объема на затраты, являющиеся постоянными, и переменные - изменяющиеся пропорционально объему производства. В себестоимость продукции включаются только переменные расходы. Постоянные же затраты собираются на отдельном счете и закрываются непосредственно на счета финансовых результатов [10, с.623].
103
В таблице 1 приведены краткие сравнительные характеристики систем калькулирования себестоимости "директ-костинг" и "абзорпшен-костинг".
Таблица 1 - Сравнительные характеристики систем калькулирования себестоимости «директ-костинг» и «абзорпшен-костинг»
Система «директ-костинг»
Система «абзорпшен-костинг»
Основывается на учете конкретных произ-водственных затрат. Постоянные расходы относятся всей суммой на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.
Основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции (расчет полной себестоимости продукции).
Предполагает разделение затрат на постоянные и переменные.
Предполагает разделение затрат на прямые и косвенные.
Применяется для более гибкого цено-образования, вследствие чего увеличивается конкурентоспособность продукции. Дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объём продаж.
Применяется наиболее часто в казахстанских предприятиях. В основном используется для внешней отчетности.
Запасы готовой продукции оцениваются только по переменным затратам.
Запасы продукции на складе оцениваются по полной себестоимости, с включением компонент постоянных производственных затрат.
Примечание: составлено по источнику Керимов В.Э. [6, с.202]
Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются.
Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета -- системы учета "директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода, который является одним из важнейших показателей, используемых в системе «директ-костинг». Данный показатель представляет собой разницу между суммой продаж и переменными затратами.
К определению этого показателя приводятся различные подходы: «разница между продажной ценой и удельными переменными затратами называется маржинальным доходом на единицу продукции» или «из цены продажи продукции вычитаются переменные расходы или частичная себестоимость продукции и определяется маржинальный доход». Он помогает определить цену безубыточной реализации продукции, а также проводить анализ взаимосвязи и соотношения затрат, объема реализации и прибыли.
Иначе говоря, в системе «директ-костинг» до расчета операционной прибыли формируется показатель маржинального дохода предприятия, и лишь затем уменьшая маржинальный доход предприятия на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.
В основе многостадийности (многоступенчатости) составления отчета о прибылях и убытках лежит отчет о маржинальном доходе. В нем содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и доход от основной деятельности. Маржинальный доход состоит из постоянных затрат и дохода от основной деятельности предприятия.
В таблице 2 приведена схема составления отчета о прибылях и убытках, составленная по системе «директ-костинг».
Таблица 2 - Схема составления отчета о маржинальном доходе
Виды продукции
1
2
3
4
5
Первый этап
Доход от реализации
х
Расчет себестоимости
- (минус)
Переменные затраты
= (равняется)
Маржинальный доход
Второй этап
Расчет результата
Постоянные затраты
Прибыль
Примечание: составлено по источнику Керимов В.Э. [6, с.152]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17