Рефераты. Адаптация производственного учета к системе "Директ-костинг" на предприятии

Термин «рычаг» в технике означает средство, с помощью которого можно поднять или передвинуть тяжелый предмет с наименьшими усилиями. «В приложении к экономике, -- пишет В.В. Ковалев, - он практикуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей» [18, c.313].

Одним из мер операционного рычага (производственного левериджа) является доля постоянных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше доля постоянных затрат, тем в большей степени варьирует соответствующий показатель дохода, в частности операционный доход, который в международной практике носит название «прибыль до вычета процентов и налогов». Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его доход очень чувствителен к изменениям объема реализации, незначительное изменение которого приводит к значительному изменению дохода.

103

Условные обозначения:

ДРП - доход (выручка) от реализации;

S - общие затраты (полная себестоимость реализованной продукции);

V - общие переменные затраты:

С - постоянные затраты;

q - количество единиц продукции, тыс. дал;

К - точка критического объема производства.

Рисунок 9 - График безубыточности

Для наглядного представления взаимосвязи общих, переменных и постоянных издержек с доходом (выручкой) от реализации продукции, маржинальным доходом и доходом от основной деятельности (производства данного вида продукции) используем графический метод. По вертикали (оси ординат, обозначаемой «Y») декартовых координат отложим данные о себестоимости и доход (выручку) oт реализации продукции, а по горизонтали (оси абсцисс, обозначаемой «X») - количество производимой продукции в натуре (рисунок 9).

Приведенному графику можно дать следующую интерпретацию. Там, где пересекаются линии дохода (выручки) от реализации и себестоимости (точка К, соответствующая объему производства (681,21 тыс. дал), достигается состояние безубыточности, поскольку общий доход в этой точке в размере 149866 тыс. тенге (681,21x220) является достаточным для того чтобы покрыть постоянные затраты в размере 38393 тыс. тенге и переменные затраты в размере 111473 тыс. тенге (163,64 x 681,21). При объеме реализации ниже этой точки предприятие не может покрыть все затраты, и следовательно, оно получит не доход, а убытки. Напротив, при объеме реализации большем, чем критический, результат будет положительным, т.е. деятельность предприятия становится доходной.

Зона убытков в графике расположена слева, а зона доходов - справа от критической точки объема производства. Оценивая релевантный ряд в графике от 200 тыс. до 1200 тыс. дал, можно сделать ввод, что каждая единица продукции, произведенная реализованная сверх 681,21 тыс. дал, будет приносить предприятию 56,36 тенге маржинального дохода, который равен цене реализации за вычетом переменных издержек (220 - 163,64).

Таким образом, для обеспечения безубыточности производства маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты. В точке безубыточности ее величина равна удельным постоянным затратам, что видно из следующих формул:

p = се + v (9),

где се - удельные постоянные затраты;

p - v = ce; МД = ce (10).

При соблюдении этого правила каждая единица продукции не приносит ни дохода, ни убытка. Тогда:

(11),

где C - совокупные постоянные затраты;

се - удельные постоянные затраты

или:

(12),

где МД - маржинальный доход;

В нашем примере маржинальный доход на единицу продукции (1 дал) составляет 56,36 тенге, постоянные затраты 38393 тыс. тенге. Чтобы заработать маржинальный доход, покрывающий постоянные затраты, необходимо реализовать 681,21 тыс. дал пива. После этого, на каждый 1 дал пива предприятие сможет получать 56,36 тенге маржинального дохода. Поскольку эта величина постоянна, она чрезвычайно полезна для выражения взаимосвязи между доходом (выручкой) от реализации продукции и затратами при любом объеме продаж. При каждом изменении объема реализации пива на 1 дал величина дохода от основной деятельности изменяется на 56,36 тенге.

Новую величину можно использовать при составлении уравнения дохода от основной деятельности:

(13).

Иными словами, доход от основной деятельности при любом объеме производства (продаж) представляет собой маржинальный доход на единицу продукции, умноженный на объем производства (продаж) и уменьшенный на сумму постоянных затрат.

При использовании метода маржинального дохода можно определить объем реализации, необходимый для получения заданной величины дохода (максимизировать прибыль), можно также принимать решения об оптимизации цен на производимую продукцию. Рассмотрим процесс принятия данных управленческих решений на основе информации о маржинальном доходе.

Традиционно отпускная цена продукта формируется достаточно просто -- как сумма калькулируемой (полной) себестоимости и выбранной тем или иным путем нормы прибыли.

Метод образования цены, основанной на полной себестоимости, состоит в определении полных затрат и затем установления цены на базе этих затрат плюс доход (прибыль). Доход устанавливается в процентном отношении к полной себестоимости продукции (полным затратам) или в процентном отношении к цене. Процент определяется с учетом, что полученная цена покроет все расходы и создаст планируемый доход в целом по этой продукции.

Например, полная плановая себестоимость 1 дал пива сорта «Карагандинское» составила 166,50 тенге. Доход от реализации 1 дал этого пива по плану составляет 28,5%. По этим данным цена 1 дал пива будет установлена в размере 214 тенге (166,50+166,50 х 0,285).

Расчет долгосрочного нижнего предела цены, основанный на системе «директ-костинг» прежде всего требует разделения общих затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты служат базой для определения цены, являющейся минимальной и определяющей границу до которой предприятие может делать скидки, не попадая в зону убыточности. В тех случаях, когда цены ниже минимальных, т.е. ниже переменных затрат, они называются демпинговыми.

Применяемый при системе «директ-костинг» метод анализа спроса - анализ безубыточности позволяет определить по какой цене следует продавать продукцию для обеспечения спроса на нее и получения запланированного дохода.

Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно определить минимальную допустимую цену, по которой ее можно будет реализовать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Величина ее определяется по формуле критической цены реализации:

(14),

где Pmin - минимальная допустимая цена;

С - удельные постоянные затраты.

q - количество единиц проданных изделий;

v - переменные затраты на единицу продукции.

Формула служит отправной для расчета цены, которую следует установить, если спрос на продукцию не эластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить доход, не снижая объема продаж и устанавливает норму дохода на изделие. Тогда:

(15),

где Д0 - норма дохода от основной деятельности на единицу продукции, тенге.

Рпл - плановая цена.

В общем виде плановая цена будет определяться по формуле 16:

(16),

Рассчитанная по этой формуле цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированный доход.

Таким образом, анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированный доход (запланированную прибыль). Следует отметить, что какой бы метод формирования цены, основанной на калькулировании себестоимости продукции (полной или ограниченной), не применяло предприятие, оно обязано обеспечить экономическую обоснованность цен, их проектов или расчетов, опережающий рост по сравнению с затратами, относительное удешевление продукции для потребителя.

Для установления экономически обоснованной цены руководство предприятия должно решить ряд проблем:

а) обосновать состав затрат, которую следует учитывать при принятии решения;

б) выбрать метод калькулирования;

в) установить уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны;

г) рассчитать сумму дохода (прибыли) предприятия.

С «директ-костингом» связан и такой аспект ценообразования, как установление заниженной цены по сравнению с действующей. В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить обороты по реализации.

Используя элементы «директ-костинга» и учитывая факт разного поведения затрат при изменении объема производства, руководству предприятия можно решить задачу, насколько потребуется увеличить оборот по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен.

Допустим, чтобы отвоевать рынок сбыта, руководство АО ИП «Эфес Караганда Пивоваренный завод» решило снизить среднюю цену реализации пива всех сортов на 10%, сохранив при этом тот же доход от основной деятельности за счет увеличения объема продаж. В связи с расширением производства постоянные затраты должны возрасти на 3%.

Рассмотрим показатели до изменения цены (ситуация 1) и после ее изменения (ситуация 2), приведенные в таблице 10.

При этом, необходимая сумма дохода (выручки) от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения того же дохода от основной деятельности определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежнего дохода от основной деятельности на долю маржинального дохода в изменившейся ситуации по формуле 17.

ДРП = тыс.тенге (17),

Таблица 10 - Увеличение объема реализации продукции при снижении цены на 10 процентов

Показатели

Ситуация 1

Ситуация 2

1. Средняя цена 1 дал пива, тенге

227,65

224,89

2. Объем реализации, тыс. дал

1332

1332

3. Доход (выручка) от реализации, тыс. тенге

303228

272913

4. Общие переменные затраты, тыс. тенге

227684

227684

5. Постоянные затраты, тыс. тенге

48936

50404

6. Маржинальный доход, тыс. тенге

75544

45229

7. Доля маржинального дохода в объеме реализации, %

24,9

16,6

8. Доход от основной деятельности, тыс. тенге

26608

-5175

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.