Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственной мощностью предприятия, позволяет оценить возможности роста дохода при увеличении объема производства, если увеличатся спрос или доля предприятия на рынке. Отсюда важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких объемах выпуска продукции производство будет рентабельным, а при каких не будет давать дохода. «Эта информация, - пишет В.К. Радостовец, - позволяет предприятию оценить свои возможности в ценообразовании в условиях конкуренции, определить предел «безопасности» своей деятельности» [12, с.201].
Имея такую информацию, руководство предприятия может управлять издержками производства при изменении условие конкуренции на рынке.
При анализе безубыточности в первую очередь следует определить критическую точку объема производства (продаж).
Для вычисления этой точки используются три метода: математический, графический, маржинального дохода. Рассмотрим подробнее метод маржинального дохода.
Если известны величина постоянных затрат и ожидаемая величина дохода (выручки) от реализации продукции, то уровень минимального маржинального дохода в процентах к выручке определяется по формуле:
МД в% к ДРП= (6),
где ДРП - доход от реализации продукции;
МД - маржинальный доход;
С - постоянные затраты;
Рассмотрим расчет этих показателей на примере пива сорта «Карагандинское», имея следующие исходные данные (таблица 9).
Таблица 9 - Исходные данные для анализа критического объема производства
Показатели
Сумма
Переменные затраты на единицу продукции на 1 дал пива, тенге
163,64
Диапазон деловой активности, тыс. тенге
от 200 до 1200
Постоянные издержки в этом диапазоне
38393
Общие переменные затраты, тыс.тенге
171004
Общие издержки, тыс.тенге
209937
Цена единицы продукции, тенге
220
Возникает вопрос, при каком объеме выпуска (реализации) продукции предприятие достигнет точки критического объема, при которой доход от реализации равен ее общим издержкам (полной себестоимости), где нет ни дохода, ни убытков? Если фактический доход от реализации продукции будет выше, чем полная ее себестоимость, то предприятие будет иметь доход oт основной деятельности, а если наоборот, то понесет убытки.
Подставив к приведенные выше формулы исходные данные, определим критическую величину объема производства, дохода (выручки) от реализации продукции, величину постоянных затрат, цену реализации и уровень минимального маржинального дохода.
1. Расчет критического объема производства:
(7),
где р - продажная цена единицы продукции;
q - количество единиц проданных изделий;
v - переменные затраты на единицу продукции.
Критический объем производства в натуральном выражении составляет 681,21 тыс. дал.
Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции: 681,21 х 220 = 149866 тыс. тенге.
В профессиональной литературе точку безубыточности в денежном выражении называют критической величиной дохода (выручки) от реализации продукции, расчет которой осуществляется по формуле, приведенной ниже.
2. Расчет критической величины дохода (выручки) от реализации продукции:
Доход (выручка) от реализации продукции в точке безубыточности составляет 149866 тыс. тенге.
3. Расчет критического уровня постоянных затрат:
С = q х MД = 681,21 х 56,36 = 38393.
Совокупная величина постоянных затрат составляет 38393 тыс. тенге.
4. Расчет критической цены реализации:
тенге
Если известно соотношение между величиной маржинального дохода и выручкой (или между величиной маржинального дохода на единицу изделия и ценой изделия), то минимальную цену изделия можно определить по формуле:
5. Расчет уровня минимального маржинального дохода процентах к доходу (выручке) от реализации:
Для принятия перспективных решений этот показатель является очень полезным.
В нашем примере в отчетном году АО ИП «Эфес Караганда Пивоваренный завод» организовал пива сорта «Карагандинское» в количестве 1045 тыс. по цене 220 тенге за 1 дал. Переменные затраты на единицу продукции составили 163,64 тенге, а на всю реализовали ми продукцию - 171004 тыс. тенге. Маржинальный доход был получен в размере 58896 тыс. тенге (220 х 1045 - 163,64 х 104 =229900-171004).
Подставляя в приведенные формулы цифровые значении соответствующих показателей, получим относительную величину маржинального дохода:
а) МД в% к ДРП =
б) МД в% к P =
При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным, что подтверждает соответствие этих расчетов с уровнем минимального маржинального дохода в процентах к доходу от реализации продукции в точке безубыточности.
Постоянные затраты представляют собой постоянную совокупную величину, а издержки на единицу продукцию изменяются в зависимости от уровня производства. В результате доход на единицу продукции также изменяется в зависимости от объема производства.
Так, в предыдущем примере постоянные издержки на единицу продукции составляет в точке безубыточности 56,36 тенге, а при ожидаемом объеме реализации, который больше критического объема продаж на 518,79 тыс. дал (1200-681,21), их удельная величина будет равна 45,05 тенге. Таким образом, постоянные издержки на единицу продукции снизятся на 11,31 тенге, в результате доход от основной деятельности на единицу продукции увеличится. Если в точке безубыточности, доход от основной деятельности на единицу продукции был равен нулю, то при ожидаемом объеме реализации его уровень составил бы 45,05 тенге (формула 8).
(8),
где ДОД - доход от основной деятельности на единицу продукции.
Расчеты свидетельствуют о том, что доход от основной деятельности на единицу продукции не будет постоянной при равных уровнях производства. Поэтому исчисление постоянных издержек на единицу продукции лишено смысла. Но при анализе постоянных затрат необходимо обратить серьезное внимание на показатель, который в профессиональной литературе носит следующие названия: «операционный рычаг», «производственный леверидж» [18, c.312].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17