Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

Автор группирует факты вокруг поставленной проблемы. Авторская мысль составляет своего рода стержень материала, вокруг которого и идет группировка различной инфы.

По своим признакам обозрение – специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к колонке. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей – движение мысли, с колонкой – очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает «цепочечно-эпизодический» характер: мысль автора движется от описания и анализа одного эпизода к другому. В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядность, конкретный характер. Использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения. Обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.

Обозревателю важно ответить прежде всего на следующие вопросы: Что породило данное явление (ситуацию)? Какова значимость обозреваемых событий? Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим? Последний вопрос является самым сложным. Пытаясь ответить на него, дать прогнозы, обозреватели часто опираются не только на чье-то мнение, но и на знание тенденций, закономерностей, которые порождают события, управляют ими. В этом случае журналиста нередко выручает знание развития аналогичных событий, ситуаций в каких-то иных сферах или в прошлом.

Виды обозрения: общее - охватывает наиболее значительные события, происшедшие за определенный промежуток времени в мире, стране, регионе. Тематическое – освещает определенные стороны какой-либо из сфер общественной жизни (н\р, литературное обозрение, спортивное обоз-е).

Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Чаще обозрение (в виде еженедельных программ) используется на телевидении. В «Известиях»: политические обозрения - А. Бовин, Г. Герасимов, А. Привалов, А. Плутник или М. Соколов; театр – А. Филиппов, телевидение – И. Петровская, книги – Ю. Буйда, спорт – Д. Филипченко. Петровская пишет мастерски колонки, обозрения, рецензии (ТЕЛЕНЕДЕЛЯ). Явления, описываемые обозревателем, симптоматичны для соврем ТВ и объединены как тематически (это все инфо явления), так и временными рамками(одна неделя). Жанр обозрения с элементами рецензии (автор выражает свое отношение к инфо явлениям, что и явл целью рецензии). Она пользуется следующими аргументами: фактологическими, оценочными, ценностно-нормативными. Исп-т экспрессивную лексику (иногда), сарказм. Выявляет глубокие общ проблемы. Широко представлены обозрения в Незав Г: эконом – Миша Сергеев, полит- Иван Родин, культ – Гриша Заславский, религиоз – Андрей Мельников. Мастерски пишет культурные обозрения Г. Заславский, рассматривает события из разных сфер культуры, не взаимосвязанных друг с другом (кино, цирк, театр), описывет реакцию общ мнения на явление культуры, сам дает оценки и прогнозы, использует иронию.

Обозрение в Прикамье: Вечерняя Пермь приложение деловой вторник Павел Вощанов, Пермский обозреватель – информ-е обозрение (экономика, политика. Спортивное Андрей Измайлов), тематическое обозрение – Дмитрий Захаров. Перские новости – з-я полоса. Новый компаньон – общее обозрение 3-я полоса, 10 полоса Сергей Ильин –политический обозреватель. Местное время – Валерий Костарев 2 полоса деловое обозрение.

На ТВ: Однако с Леонтьевым.

Обзор СМИ - чаше всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. В советское время обзоры прессы являлись одним из наиболее важных жанров. Этот жанр, как и другие, активно применялся для воздействия на информационную политику обозреваемых изданий. Обозреватели должны были рассматривать все публикации и издания с партийной точки зрения, находясь на ее жесткой идеологической платформе. Издания, публиковавшие обозрения, могли рассматривать только «нижестоящие» газеты и журналы.В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в несколько ином положении, «субординации» изданий не существует. Изменение роли журналистики в обществе сказалось на характере реакции обозреваемых изданий на опубликованные обозрения. Эта реакция вообще стала необязательной.

Сегодня существует несколько устойчивых видов обзора СМИ:

1.Обзор-презентация. Обозреватели могут посвящать свою «презентацию» обзору новых изданий, только что появившихся на свет, или же рассказать о публикациях на страницах уже известных читателю газет и журналов. В первом случае в обозрении речь идет обычно о целом номере нового журнала, но иногда в нем могут рассматривать и несколько номеров издания. Цель при этом ставится одна – показать характер нового издания, его достоинства и недостатки. Во втором случае автор обозрения старается познакомить аудиторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикациями в разных изданиях.Чаще всего такие публикации отбираются обозревателем по одному ведущему признаку – степени сенсационности. Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ. Такие обзоры автор обычно начинает с главной сенсации. Это привлекает внимание аудитории к публикации. Затем излагаются другие новости.2.Тематический обзор. Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радиопередач, автор стремится с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями, позициями, занятыми СМИ по отношению к данному событию. Такого рода обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события, внутренних «пружинах» его, значении, описывая какое-то явление с разных сторон, «замеченных» разными СМИ. Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, нежели обзор-презентация. 3.Безадресный обзор. В таком обзоре, как и в тематическом, рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Однако безадресный обзор обладает одной характерной чертой – отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для автора важно проследить за тем, как ср-ва массовой инфы в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. При этом автор может достаточно обстоятельно комментировать как сами заинтересовавшие прессу проблемы, так и особенности их освещения в прессе. Это в значительной мере сближает безадресный обзор СМИ с жанром обозрения. Пермь: Т7 – Пресс-версия.



17. Расследовательская журналистика как вид журналистской деятельности


В качестве предмета журналистского расследования выступают прежде всего разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны. В этом как раз и заключается своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета выступления журналиста-аналитика, очеркиста, фельетониста и пр. Конечно же, и аналитик, и очеркист, и фельетонист могут тоже писать о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже открытых кем-то, известных. Если же они берутся открыть нечто скрытое, то в этом случае будут ставить и решать задачу журналиста-расследователя.

Предмет, которым предстоит заниматься журналисту, в любом случае может быть отнесен к одной из трех приведенных далее групп, что предопределяет особенности связанного с ним расследования.

1.Нераскрытые дела, непонятные происшествия, громкие преступления, когда преступник не найден, а на вопросы почему? как? и подобные им никто не может дать четкого ответа.

2.Раскрытые дела, которые вызывают у журналиста некоторые сомнения. Ответы на вопросы: почему? как? кто? и так далее – уже есть, существует общепринятое мнение, а журналист подвергает сомнению это мнение и начинает собственное расследование.

3. Не начатые дела и скрытые преступления. В этом случае журналист должен не только выявить виновных, раскрыть преступление, но и доказать его суть. Если в двух первых случаях злодеяния были налицо, то здесь еще надо выявить сам факт преступления, а потом уже искать виновных.

Важнейшими предметами расследований в современной российской журналистике чаще всего выступают следующие феномены: случаи коррупции; политические преступления; экономические преступления; экологические преступления; исторические тайны и т.п.; социально-бытовые преступления.

В общем плане цели серьезного, социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем чтобы изменялось к лучшему и все общество. Конечно, у того «ответвления» расследовательской журналистики, которое представляет собой деятельность папарацци и питает желтую или «желтеющую» прессу, на первый план могут выступать чисто коммерческие цели издания и авторов

Методы получения инфы. В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных – наблюдениям, эксперименту, интервью, анализу документов, «смене профессии», поиску инфы в архивах, библиотеках, в Интернете, в гос. учреждениях. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии». Естественно, что собрать наиболее тщательно скрываемые сведения, улики могут только правоохранительные органы. Расследование, таким образом, предполагает тесный контакт журналиста с этими органами или с отдельными их работниками. Очень важна проработка документов, т.к. они выступают в текстах (и воспринимаются аудиторией) именно как наиболее достоверные доказательства. Интересный документ привлекший внимание журналиста, может стать поводом для создания материала.

Организация и этапы расследования:

1.Получение предварительной инфы Первоначальные (исходные) сведения журналист может находить, добывать самыми разными способами. На данном этапе идет «слепой» поиск инфы, часто основанный на обычном любопытстве. Чтение книг, газет, журналов, просмотр документальных фильмов и телепередач, знакомство с библиографическими обзорами, другими библиотечными источниками, компьютерными изданиями и базами данных. 2.Конкретизация предмета, цели и методов журналистского расследования. Выбирая предмет расследования, журналист обращает внимание на его актуальность, наличие в нем типичных черт для данного общества, оценивает масштабы последствий публикации.3.Формирование расследовательской гипотезы. Выдвигается предположение: почему произошло преступление, которое заинтересовало журналиста, что может быть причиной, кому оно выгодно, кто может являться участником. 4. Проверка расследовательской гипотезы, т.е. сбор основного материала. 5. Изложение собранной инфы. Главные задачи этого этапа таковы: а)выяснить основные взаимосвязи исследуемого предмета, установить причинно-следственные отношения, определить конкретных действующих лиц изучаемой ситуации, роль и последствия их действий, оценить эти действия с точки зрения общественных ценностей (известных законов, этических норм и пр.); б)оставить главное и убрать второстепенное, составляющее «притоки» дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.