Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

• наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

• предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

• образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

• эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

• активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Пр: Труд Лика Брагина (23-03-2010) «Заработано лицом», рубрика спецрепортаж,Наталья кочмарек (9-04-10)Анна Лялякина, Екатерина Маркелова (31-03-10) Опознали. «Коммерсантъ» Андрей Колесников. В «Новой газете» Зинаида Бурская.


12. Интервью


Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим (мнением компетентного лица) оно интересно аудитории. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, именно журналист пытается спрогнозировать, что будет интересно его аудитории, во-вторых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а в-третьих, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента.

Внутрижанровые разновидности: 1.Интервью-диалог – журналист влияет на ход беседы, направляет ее в нужное русло. 2.Интервью-монолог – один вопрос в начале беседы, а интервьюер отвечает на протяжении всей беседы. Хотя журналист по ходу беседы может задавать и большое количество вопросов, но для читателя представить разговор в виде монолога. 3.Интервью-сообщение – содержание беседы журналист пересказывает, или передает в форме отчета. 4.Интервью-мнение (экспертное интервью) – развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме. 5.Блиц-опрос – журналист пытается получить ответ на 1,2 вопроса от множества людей.6.Пресс-конференция

В своем учебнике А.А.Тертычный также выделяет информационное и аналитическое интервью. По его мнению, в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал. В последнем случае роль автора заключается в том, что он своими вопросами задает направление анализа, которое осуществляет информируемое лицо.

Виды вопросов: закрытые (предполагаемый ответ - да, нет), открытые (предполагаются полные ответы, почему, каким образом), зеркальные (состоит в повторении с вопросной информацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Это помогает создавать в беседе новые повороты), риторические (их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Необходимо следить, чтобы не скатиться до уровня демагогии, или смешной ситуации), переломные (удерживают беседу в строю. Используются для перехода с одной проблемы на другую), вопросы для обдумывания (заставляют собеседника размышлять), подтверждающие (задают, чтобы найти взаимопонимание), дополнительные (повторные вопросы на ответы, не удовлетворившие журналиста), заключающие вопросы (призваны закончить беседу. Это могут быть подтверждающие вопросы, подведение итогов. Или можно задать интересный вопрос, чтобы оставить благоприятное впечатление).

На каждый из этих вопросов журналист может получить определенный ответ от своего собеседника. М.И. Шостак выделяет такие виды ответов: полные и неполные; обстоятельные и краткие; точные и уклончивые; демонстрирующие готовность продолжать беседу и нацеленные на ее срыв; исчерпывающие тему и намеренно обрывающие ее. Сложность для журналиста чаще всего представляют пространные ответы (ответ как бы полностью выговорившегося собеседника), «поучающий» ответ и ответ с ухмылкой (свидетельствуют об общем неблагополучии беседы).

Начальная работа над интервью: 1. постановка цели: какую информацию предстоит собрать? 2. подготовительный – знакомство с темой, работа с источниками инфы, сбор сведений о герое (поступки, знакомство с родственниками, соседями, изучение биографии). 3. создание вопросника: формулировка вопросов на основные темы, которые будут задеты в интервью. Четкой последовательности быть не может. (Тина Канделаки, СТС).

В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Приведем примеры. На местном ТВ: ГТРК программа «Гость в студии» (Пантелеев, острые вопросы, разные гости), УТВ «Железная логика», «Есть повод», печать: ПН Марго Неугодова (интевью со знаменитостями), Звезда. Федеральные: Марианна Максимовская (Неделя), Познер, Тигран Кеосаян, печать: В Известиях есть рубрика Интервью: Наталья Кочеткова, Михаил Майков, Рос газета, Спорт-экспресс – очень широко (Александр Кружков), НезависГ (Николай Сурков, Виктория Памфилова)

При проведении интервью Муратов приводит большое число фактов, аппелирует к предыдущим высказываниям интервьюера(из прошлой жизни), заставляет поразмышлять. Высказывает такую точку зрения, которую заведомо захочется опровергнуть интервьюируемому. Высказывает собственное мнение. Использует вопросы: уточн, открытые. Интервью-диалог.


13. Общая характеристика аналитических жанров журналистики. Современное состояние аналитических жанров в отечественных СМИ


СМИ не только передают новости, но и ориентируются на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В аналитической журналистике новостью становится идея, мнение журналиста. Журналист-аналитик не только обладает фактами, он анализирует материал.

Методы сбора инфы в аналитике:

1. документы 2. интервью – помогает журналисту представить мнение оппонента, добыть скрываемую информацию. 3. наблюдение – позволяет сделать материал эмоционально окрашенным, а следовательно, более убедительным.4. эксперимент – журналист организует ситуацию и следит за тем, как она протекает, оставаясь в роли журналиста

Методы предполагают погружение в проблему, ее разбор, т.е. использование публицистического анализа – комплекса формально содержательных компонентов необходимых для передачи определенного содержания с определенной целью. Анализ – это метод мышления состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно практически расчленяется на составные элементы, каждый из которых потом исследуется в отдельности, как часть целого для того, чтобы соединить с помощью другого логического приема, синтеза в целое.

Публицистический анализ отличается от анализа как метода мышления следующим:

1.публицистический анализ не претендует на общезначимость, здесь важна актуальность, оперативность. 2. эмоциональность

В свою очередь, научный анализ обладает качествами: историчность – способность увидеть предмет, явление в его развитии и конкретике; объективность – единство достоверности факта и правдивости в его изображении. Разумеется, журналисту также необходимо стремиться и к историчности, и к объективности. Хотя добиться этих характеристик текста в научном их понимании очень сложно. Журналист в большей степени выступает как ученый-социолог, т.е. он следит за современным развитием общества.

Понятие публицистического анализа тесно связано с идейно-тематическим своеобразием аналитики. Здесь рассматриваются понятия темы, идеи и проблемы.

Тема произведения – это явление или круг явлений социальной действительности, которыеые стали предметом изображения. Для аналитического материала тема – конкретная ситуация в проблемном свете (ситуация как проблема). Т=КРС/МОП (тема=конкретная реальная ситуация/масштабная общественная проблема).

Проблема – второй компонент темы в аналитическом материале, наряду с совокупностью взаимосвязанных между собой фактов. Проблема – противоречивая ситуация, требующая разрешения. Аналитик рассматривает ситуацию на стыке разных мнений, рассматривает разные противоречия, представляет их и занимает какую-либо сторону. Журналист вскрывает сущностное содержание проблемы.

Идея – главная мысль, вытекающая из цельного восприятия текста. КРС дает новое знание о проблеме и показывает новый интересный опыт разрешения проблемы.

Автор, приступая к материалу, должен учитывать единство темы, проблемы, идеи.

Ядро любого аналитического текста – аргументация – единство тезиса, аргументов и способа их взаимодействия. Логический каркас текста составляют тезисы, аргументы, выводы.

Тезис содержит основную мысль. Тезисы бывают:

1.в зависимости от структуры: а) простые – содержит суждение, констатирующее одно основное качество явления б) сложные – два и более качественных явления. 2.в зависимости от содержания: а) фактологические – описывают сам факт или событие; б) оценочные – фиксируют основную оценку явления; в) нормативные.

Главное требование к тезису заключается в том, что он должен быть четким, неизменным на протяжении все текста, должен быть подтвержден аргументами.

Аргумент – это элемент рассуждения, который призван подтвердить тезис, т.к. тезис – это суждение, истинность которого обусловлена в процессе аргументации. Аргументы бывают:1)теоретические (выделяют базисные теоретические положения и выводную научно-теоретическую аргументацию); 2)фактологические – связаны с анализом фактов конкретной действительности;3)ценностно-нормативные – обращение к ценностям и нормам, которые регламентируют поведение общества. Принято выделять следующие подгруппы: моральные принципы (честность, правдивость), этические правила, профессиональная этика, правовые нормы (уголовный, гражданский КРФ); 4) эмпирические - обращение к опыту из жизни; 5) оценочные – делятся на собственное мнение и мнение другого лица.

Требования к аргументам: 1.истинность; 2.аргумент и тезис должны взаимодействовать; 3.выразительность, весомость; 4.аргументы не должны противоречить друг другу.

В зависимости от полноты аргумента выделяют:

а) доказательства – это законченное рассуждение, подтверждающее тезис б) умозаключение - соединение двух известных суждений, которые называют посылками, в третьем суждении. Выделяют три формы умозаключений: дедукция; индукция; по аналогии (одно явление соотносится с другим).

Способы аргументации классифицируются по характеру связи аргумента с тезисом: прямая (содержит аргументы, которые относятся к тезису), косвенная (содержит антитезис). Выделяют несколько подвидов косвенной аргументации: аналогическая, разделительная (допущение того, что все тезисы справедливы, а в конце один из тезисов разоблачается), двусторонняя – это вид разделительной аргументации, в ней альтернативные тезисы не отвергаются как ложные, каждый преподносится журналистом как истина.

Последовательность размещения в тексте аргументов и тезисов:

1.от посылок к выводу (силлабический). Определяется цель рассуждения, затем происходит накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение, в конце следуют выводы.2.от тезиса к аргументу (линейный). Определяется тезис, затем происходит развитие тезиса через аргументы разных типов, в конце следуют выводы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.