И все же развитию гласности препятствовали силы и традиции, складывавшиеся десятилетиями. Сохранялся частокол всевозможных табу, запретов на правдивое освещение недалекого прошлого и реальностей перестроечного периода. Главлит, как и прежде, стоял на страже чисто ведомственных интересов.
Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой – демократической и многопартийной – системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.
В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других ср-вах массовой инфы». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой инфы, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе.
Структура периодической печати РФ. К концу 80-х гг. в альтернативной прессе по своим направлениям сформировалось несколько групп изданий: общественно-политические, религиозно-философские, литературно-художественные и др. Преобладающее место в альтернативной прессе заняли политизированные издания. Но были здесь газеты и журналы, находившиеся вне политики: кооперативно-коммерческие, женские («Женское чтение»), по проблемам секса и т.д.
Законы, принятые в стране в 1990 году, лишили неформальную и альтернативную печать корней – отныне такие издания могли выходить свободно, если не пропагандировали то, что было запрещено законом – насилие, вооруженную борьбу, национальную рознь и т.д.
Критика в печати, особенно центральной, сталинизма, разоблачения волюнтаризма, негативных проявлений периода застоя вызвали бурную ответную реакцию. Читатели «Правды», «Красной звезды», «Комсомольской правды», «Известий» и других газет упрекали их в молчаливом согласии с теми беззакониями, которые происходили в стране в прошлые годы. Упрек был справедлив. Попытки некоторых изданий оправдаться желаемых результатов не дали. Доверие к «Правде», «Красной звезде» и многим другим газетам было подорвано.
Иным путем пошла «Комсомольская правда». Она увеличила до максимального уровня объективность материалов, ввела в состав редакции свежие силы, не боялась видеть в своей прошлой деятельности те упущения, которые тяжелым бременем лежали на ней. В результате газете удалось не только сохранить своих подписчиков, но и увеличить их число.
Читательские интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные, деловая и аграрная пресса, религиозные издания; издания для семьи; отдыха; издания политических партий и объединений; посвященные фантастике, мистике, астрологии; эротические издания и т.д.
Журнальная периодика. Новые общественно-политические условия, ставшие результатом изменения положения КПСС в стране, дезинтеграции СССР привели, в одном случае, к прекращению издания центральных партийных журналов в другом — к их переименованию. Так, журнал "Коммунист" стал называться "Свободная мысль".
Журнальная периодика стала типологически разнообразной. В системе журнальной периодики в середине 90-х гг. насчитывалось более 20 типов изданий. Основным видом журнальной периодики стали ежемесячники различной типологии: общественно-политические, литературно-художественные ("Международная жизнь", "Век XX и мир", "Актуальная политика", "Новый мир", "Знамя", "Звезда", "Юность"), научно-технические, научно-гуманитарные, научно-популярные, иллюстрированные развлекательные ("Домовой", "Попкорн").
В 90-е гг. среди периодики особое место заняли "журналы для всех". Рассчитанные на самую различную аудиторию. В структуре журнальной периодики появились издания для семьи, семейного чтения: "Семейный журнал", "Очаг", "Журнал для домашнего чтения", "Домовой", и другие, а также многочисленные рекреативные издания.
Телевизионное вещание: Вопросы перестройки заняли одно из главных мест и в передачах телевидения и радио. Большой интерес у телезрителей вызывали репортажные и проблемные циклы «Прожектор перестройки», «В силу сложившихся обстоятельств», «В фокусе – проблема», «Для всех и для каждого», «О проблемах социальной справедливости» и др. Огромную аудиторию собирали публицистические программы «Взгляд», «Позиция».
Новым достижением телевидения стал приход на телеэкран наряду с дикторами профессиональных журналистов. Это позволило им высказывать свою позицию. Появились такие неординарные и интересные передачи, как «Пятое колесо», «120 минут», «600 секунд», «ТСН», «АТВ» (авторское телевидение), еженедельная передача «7 дней», «ДВМ» («Добрый вечер, Москва!»), – эти передачи в большинстве своем выходили в прямой эфир.
Но и в условиях гласности давали о себе знать рецидивы прошлого. Первой жертвой противников перестройки и гласности в условиях демократизации жизни общества стал «Прожектор перестройки». Затем – передачи «7 дней», «Взгляд», «Авторское телевидение», «ТСН». Под давлением общественности некоторые программы были возобновлены.
В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федерации возникли также не государственные организации. Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве был "Телеканал 2 х 2"(1990г.) Созданная в целях расширения видов коммерческой деятельности канал обеспечивал москвичей информацией, музыкой, развлекателными программами.
Среди программ, прочно утвердившихся на Российском телевидении к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, развлекательные и прямо касавшиеся моральных проблем. Широкое использование получили различные формы "информационно-аналитического вещания". В частности, на телевидении появились: "Итоги", "Воскресенье", "Подробности", "Новости плюс", "Зеркало" и др.
В 1996 г. в систему телевидения и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино, Всероссийская государственная телерадиовещательная компания — II программа, "Московская программа — III канал, Образовательная программа "Российские университеты" — IV канал, НТВ (IV канал), "ТВ-6 — Москва" — VI канал.
Радиовещание: Прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию государственных радиопрограмм Российской телерадиокомпании "Останкино" и программы "Радио России". В 1991—1993 гг. в стране стали выходить в эфир все новые общественные, частные, коммерческие радиостанции. "Эхо Москвы" — первое негосударственное московское радио, вышедшее в эфир в августе 1990 г. Продолжительность работы станции вначале составляла всего 4 часа. А спустя год передачи радиостанции "Эхо Москвы" звучали в эфире уже по 20 часов в сутки. Появление негосударственных структур на радио расширило для радиослушателей возможности выбора. Конкуренция между станциями за создание программ, наиболее отвечавших индивидуальным запросам слушателей, привела к развитию новых нетрадиционных форм вещания (структурно – содержательному своеобразию).
Информационные агентства: Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной инфы. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти.
Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия – «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс», «СИА», «Харьков-новости», «БИС», «МГ» и др. Организацию их взяли на себя профессиональные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе. Так, «Постфактум» был создан на базе инфослужбы «Факт»; «ИМА-пресс» – молодежной редакции АПН; «Харьков-новости» – местного отделения АПН; «МГ-пресс» – газеты «Молодая гвардия»; «Дана-пресс» – корпункта «Известий» в Алма-Ате...
В конце 80-х – начале 90-х г. появлялись новые информационные агентства и на местах: «Сибинформ», «Урал-акцепт», «Урал-Советы» и др.
Региональная периодическая печать. До недавнего времени региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Новые правовые гарантии способствуют количественному и качественному росту региональной периодики, становлению новой ее системы. В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве ("Комсомольская правда", "Аргументы и факты").
Пресса России в Интернет: Интерес к Интернет объясняется его колоссальной информационной насыщенностью. Доступ в Интернет имеет значительная часть редакций газет и других средств массовой инфы. Одно из важнейших качеств Интернет — это возможность публиковать не только текст, но и изображение в цвете, видео- и аудиоматериалы. Некоторые российские издания помещают на своих сайтах больше инфы, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным материалам, давая возможность читателям высказать свое мнение по поводу мат. или газеты. Ряд всероссийских газет продает полные электронные версии изданий только по специальной подписке. Среди них — вся периодика "Коммерсанта", "Русский телеграф" и др.
40. Роль качественной журналистики в современной системе российских СМИ
Классически (по западным меркам) считается, что качественная пресса или пресса мнений предназначена для интеллектуальной части общества, управляющей элиты, отличается глубокой аналитичностью, оперативностью, объективностью, что позволяет читательской аудитории ориентироваться в окружающей действительности, принимать правильные управленческие решения. Лучшую часть таких изданий составляет качественная печать, пресса мнений, глубоко анализирующая и оперативно сообщающая о ситуациях в сфере предпринимательства - это деловая или бизнес-пресса.
Качественные газеты и журналы характеризует высокий аналитический и полиграфический уровень. Здесь ценятся мнения компетентных специалистов т. к. их читателю (промышленнику, банкиру, финансисту, коммерсанту) необходимы: точность, достоверность от получаемой инфы.
По мнению Засурского, в большинстве западных стран уменьшается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение элитарных газет.
«Качественная» жур-ка и политическая реклама.
Представители качественной прессы: «Независимая газета»(ежедневная), «Известия», «Новая газета».
Истоки концепции «Независимой газеты»Не будучи массовым изданием по своей специфике, газета тем не менее поначалу пользовалась большим спросом. Дело в том, что «НГ» удалось, быть может, лучше других вобрать в себя атмосферу оптимистической политизации начала десятилетия. Тираж первого номера «НГ» составлял 150 тысяч экземпляров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28