Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

6. Социологические методы в журналистской практике


Жур-ка и социология близки и родственны друг другу, тк они изучают общество, обращаются к нему, только социолог с помощью выборки 1000-1500 чел. пытается выстроить как можно более унифицированную картину. Она стремится к лаконизму в ответах, чтобы получить суммарные, обобщенные результаты. Без оригинальных особенностей. А жур-ст напротив показывает индивидуальные, интересные черты конкретного (единичного) чела или явления и ориентируется на свои уже через их раскрытие может идти к обобщениям, стремится к многоплановой, развернутой, индивидуализированной инфы. Например, жур-ст интервьюер в технике интервью может немало почерпнуть в эмпирической социологии. Также общность в том, что жур-ка нуждается в соц. исследовании аудитории: рейтинг и т.д.

Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач.

Методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. В последнее десятилетие журналисты стали особенно охотно использовать социологические методы сбора инфы, ориентированные на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, выяснение закономерностей изменений, происходящих в социальной действительности, наконец, на воссоздание тех процессов, которые невозможно объяснить анализом статистических данных. Так появляется возможность детально изучить социальное явление в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями.

Качественные методы отличаются от количественных тем, что больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта. Отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями.

Качественные методы более углубленные, это: глубинные интервью по месту жительства, фокус-группы, опрос с копией газеты в руках, креативные группы.

К количественным методам изучения аудитории относят способы получения инфы об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе,социометрии, совокупности опросных методов.

Среди традиционных методов прежде всего выделяют наблюдение. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним». Метод наблюдения активно используется в репортерской практике. Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с методом эксперимента. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя». В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные, направленные на изучение событий прошлого, уточнение фактов, и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

Нетрадиционные для журналистики методы: интервью-анкета, вопрос-ответ, прессовый опрос и др. Их характерным признаком служит обращение не к единичным собеседникам, а к более или менее многочисленной группе людей. Со значительной степенью условности их можно объединить в группу социологических видов интервью.

Анкета рассчитана на опрос некоторого числа людей с целью получить стандартизированные ответы, чтобы на их основе сделать обобщенные выводы о количественных и качественных характеристиках объекта или предмета анализа.

«Вопрос-ответ». Их авторы выборочно используют ответы на анкету, тем самым обогащая свои произведения мнением читателей.

Интервью, основанное на материалах дискуссии или «круглого стола», также имеет свою специфику. Журналист играет особенно активную роль. Он не просто участвует в обмене мнениями с собеседниками, а в большей степени руководит всем процессом диалога. Специфика состоит и в том, что ход дискуссии во многом зависит от характера установившегося взаимодействия собеседников.

Взаимопроникновение статистических и смысловых подходов к объекту изучения свойственно контент-анализу. Методом контент-анализа получают количественные и качественные характеристики анализируемого текста. Результат достигается за счет строгого подсчета частоты и объема упоминаний тех или иных содержательных единиц исследуемого документа.

Методы получения инфы:

опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)

наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)

анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)

эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)

выборочный метод - метод получения инфы, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

Экспресс-опросы по случайной выборке - телефонные и еще чаще - уличные - весьма распространены в практике газетчиков, радиожурналистов, особенно тележурналистов (интервью с микрофоном в руке). Это дает возможность максимально оперативно получить информацию об общественном настроении, реакции людей на события. Но журналист должен хорошо представлять себе, что полученные таким путем сведения не могут рассматриваться как репрезентативные (ни величина группы опрашиваемых, ни способ отбора репрезентативности не обеспечивают). Социологи также применяют указанные методы, но на основе специально разработанной выборки.

Контент-анализ - качественно-количественный метод анализа социальной инфы. Его особенность - в применении статистических процедур для анализа массивов однотипных текстов (стандартизированная техника, выборка, статистические методы обработки и анализа), когда требуется особая надежность выводов. Этот же метод дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых других совокупностей однородных документов (содержащих информацию под одному и тому же вопросу, группе вопросов), которые могут рассматриваться как документы - носители интересующей журналиста инфы.

Области применения социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

Источники социологических исследований: издания (СОЦИС, монографий ведущих социологов, пресс-релизы социологических центров), заказ исследования (или блока исследований). ВЦИОМ, фонд общественного мнения - организации, где можно получить социологическую информацию.


7. Этапы творческой деятельности при создании журналистского текста


Журналистское творчество ориентировано на создание объективного произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Для этого журналист создает сюжеты, текст.

На этапе работы при создании текста журналист составляет представление о своих творческих задачах, анализирует полученные данные, которые станут основой материала. Эту информацию журналисты получают ежедневно, работая с документами, используя интервью, наблюдение, эксперимент (это основные методы сбора инфы). Существуют опосредованные источники инфы: пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, справочная литература, энциклопедии, словари, результаты социологических опросов, личные контакты, беседы, размышления и наблюдения, представители официальных органов, агентства новостей (ИТАР-ТАСС, РИА-новости, Интерфакс).

Темой журналистского произведения является предмет описания жизненных явлений, обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Перед началом работы журналист должен четко сформулировать не только тему, но и цель (т.е. ответить на вопрос для чего он пишет?).

Этапы подготовки текста выделяют условно, т.к они глубоко взаимосвязаны. Рассмотрим их:

Первый этап: рождение темы. Здесь главная проблема журналиста – поиск ответа на вопрос «где брать тему?». Чаще всего журналист сам ищет тему (используя те источники, о которых говорилось выше), но ему может быть дано и редакционное задание.

Второй этап, или ответ на вопрос «о чем писать?». На этом этапе происходит первоначальное оформление замысла. Традиционно замысел принято разделять на:

а) Идейную составляющую. Чтобы оформилась идея, журналист должен ответить на вопрос «как я отношусь к тому, о чем буду писать?», т.е. на этом этапе сформулированная ранее тема должна быть подкреплена авторской оценкой. Другими словами, формируется авторская концепция: автор обозначает свои намерения, воспринимает предмет публикации в новом свете. Кроме этого, на этом этапе происходит и предварительное знакомство с объектом публикации (например, сбор первоначальной инфы).

б) Сюжетную составляющую. В материале должен определиться порядок: что за чем писать? Журналист должен разобраться в том, что он намеревается описать: аналитический материал (надо найти проблему и отделить известное от неизвестного), информационный материал.

Третий этап: сбор инфы. Это уже более организованный сбор, с учетом идейного замысла.

Четвертый этап: планирование материала. Составление плана помогает журналисту лучше сориентировать текст на потенциальную аудиторию. Кроме этого, план позволяет четче обосновать журналистскую идею. Обычно планируется вступление, основная часть и заключение (выводы). Структура текста зависит от жанра. Журналист определяет соотношение фактов и домыслов, он должен сгруппировать известные факты, рассмотреть взаимодействие между ними. У одних авторов план может иметь четкую структуру, у других нет.

Пятый этап: создание текста. Это очень личностный момент, в большей степени уровень текста зависит от мастерства автора, но существуют определенные рекомендации. Например, первый абзац должен отразить тон всего материла. Также обязательно важно написать хорошо и последний абзац. При определении целеустановки необходимо руководствоваться запросами аудитории. Оценить собранный материал, что может получиться.

Шестой этап: редактирование. Отсев всего лишнего, не должно быть ничего случайного.


8. Новости. Типы новостей. Принципы отбора новостей в журналистике


В обыденном понимании новость – это то, что мы узнаем из различных источников (из СМИ, от знакомых и т.д.). На самом деле понятие новости неоднородно. Можно выделить, как минимум, три составляющих (три ступеньки) этого понятия: инфа, новость, журналистская новость. Инфа – это все многообразие событий, которые окружают журналиста. Новость – это инфа, которая потенциально может стать основой для написания материала, это журналистский факт. Каждая такая новость должна обладать рядом классических элементов. Назовем их: 1.«своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи; 2.близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.); 3.явная значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам («Тема преодолевает все границы»); 4.эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии. (Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.