Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

1860-ые года – время бурного развития сатирических журналов:“Искра”, “Гудок”, “Будильник”, “Весельчак”, “Арлекин”, “Развлечение”.

Сатирические журналы: «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова (1859—1873). Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов — художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд.

Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» — цикл передовых статей, начатый в № 5 за 1859 г. Его вел Г. 3. Елисеев. Еще одна «фишка» журнала – карикатуры Н.Степанова.

В 1864 г. цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить В. Курочкина на посту редактора. Руководство изданием принял на себя его брат Вл. Курочкин. В это же время из «Искры» ушел второй редактор Н. Степанов, который вскоре стал издавать журнал «Будильник».

Сатирический журнал «Гудок» (под редакцией Д. Минаева), стал выходить с начала 1862 г. Цели журнала «мы верим в смех, как в гражданскую силу». Мишенями для «Гудка» служили суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского самодержавия. «Гудок» с первого номера стремился во всем походить на «Искру» и даже подражать ей. В чем же проявилось сходство двух журналов? Во-первых, в идейной близости. Как и в «Искре», в «Гудке» важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу. Во-вторых, «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Они удачно дополняли литературные материалы, несли самостоятельную идейную нагрузку.

Между «Искрой» и «Гудком» существовали, однако, и заметные различия. «Искра» была журналом «всероссийским», да и темы, которые она ставила, выходили далеко за пределы столицы. «Гудок» же, по преимуществу, составлялся из петербургского материала. Характер сатиры «Гудка», центральное место в котором занимали произведения Минаева, отличался от «Искры». В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. Но у Минаева да и других, близких к нему авторов, идейное начало нередко очень приглушено, а смеха больше, чем протеста против безобразий действительности.


26. Журналистика 1870-80 гг. Публицистика М. Салтыкова-Щедрина и Г. Успенского


Все периодические издания этого времени делятся на три группы: консервативно-монархические (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); либерально-буржуазные (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); демократические (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первые на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Они не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения.

Особенностью этого периода можно считать и появление нелегальных изданий революционеров-народников в России и в Европе. Все эти издания можно отнести к бесцензурной периодике.

В 70-ых гг. за границей уже сосредоточились значительные силы революционеров - эмигрантов из России, которые искали средств участия в борьбе против самодержавия. Народничество никогда не было единым течением, в нем существовали два крыла - революционное и либеральное. В 1868 в Женеве группа революционеров-эмигрантов во главе с Бакуниным издали журнал "Народное дело". Они писали о борьбе с угнетением трудящихся, пропагандировали революцию, призывали к немедленному восстанию против самодержавия, уничтожению частной собственности. В 1875 в Женеве бакунисты сумели наладить издание газеты "Работник"- первая русская популярная революционная газета для читателей из народа. Она была рассчитана на рабочих и крестьян. В журнале и газете “Вперед!” рассказывалось о новых формах революционной борьбы и печатались запрещенные произведения.

Народники издавали и подпольные газеты в России. “Начало” - первая революционная газета, издававшаяся тайно на территории России. Другой стала “Земля и воля” и “Народная воля”. Главное содержание всех этих изданий – обсуждение методов борьбы за справедливость и за народные интересы, прежде всего путем террора. Просуществовали эти издания недолго.

Народники не понимали прогрессивной роли капитализма в России и утверждали, что ей нужно избежать капиталистического развития, что капитализм в России — явление случайное. Они идеализировали крестьянскую общину и видели в ней зародыш социализма. Ошибочными были взгляды народников на весь ход истории человечества и роль народных масс в истории. Многие из них полагали, что историю делает не народ, а отдельные герои — «критически мыслящие личности», за которыми слепо движется толпа.

Закон о печати 1882 г., утвердивший полный административный произвол над прессой. Совещание четырех министров получило право прекращать любой периодический орган, лишать издателей и редакторов прав продолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». После ужесточения контроля за печатью в начале 80-х были закрыты многие легальные демократические издания.

Салтыков-Щедрин. В «Отечественных записках» сатирик работал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и направление журнала. В литературном наследстве писателя 70—80-х годов особое место занимают крупные сатирические обозрения — циклы очерков, в которых органически слиты элементы публицистики и художественной прозы. Это была своеобразная, свободная жанровая форма, с относительной самостоятельностью отдельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на жгучие вопросы времени.

После поездки по Европе печатает в "Отечественных занисках" цикл очерков "За рубежом" (1880). В этих очерках Щедрин показал себя хорошим наблюдателем и аналитиком: он сумел увидеть пороки современной французской буржуазии, в которой не было ничего революционного; писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии и др.

«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о характере дальнейшего развития России. (Разобрать этот очерк!)

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» из семи тысяч их подписчиков четыре с половиной перешли к «Русской мысли», до этого издававшейся в убыток. Редакция журнала усилилась за счет сотрудников «Отечественных записок»: Г. Успенского, Плещеева, Михайловского, Златовратского, Южакова, Протопопова и некоторых других.

Редакция журнала отрицательно относилась к идеям марксизма. Но особенность этого издания заключалась в том, что часть сотрудников не разделяла общередакционной точки зрения. Позицию, во многом отличную от взглядов Гольцева (идейный лидер издания, секретарь редакции) на вопросы общественной и литературной жизни, занимали в журнале демократические писатели — Г. Успенский, Чехов, Короленко, Шелгунов, вынужденные сотрудничать там в 80-е годы. Успенский, например, не разделял мнений руководителя «Русской мысли» и его основных сотрудников, ему был чужд оптимизм относительно спасительной миссии русской общины, иначе оценивал он революционную борьбу западноевропейского пролетариата, теорию научного социализма. Об этом говорят его очерки: «Равнение под одно», «Выпрямила», «Горький упрек» и др.

Стоит отметить, что первоначально Г. Успенскому было поручено вести обозрение русской жизни. Однако тот не нашел себя в жанре публицистического обзора. Он тяготел к художественному очерку и именно в этом виде литературного творчества дал образцы художественной публицистики. (Разобрать очерк «Равнение под одно»).

В «Северном вестнике» печатались очерки Г. Успенского «Живые цифры». Писатель, все еще поглощенный темой «власть земли», во второй половине 80-х годов проявляет все больше интереса к теме «власть капитала». Этот творческий замысел был реализован в очерках, объединенных названием «Живые цифры».

Писателя отличала необыкновенная зоркость, когда он изображал цифры официальной статистики в живых картинах повседневной народной жизни. Ему приходилось писать о поруганном материнстве, о детской смертности, массовом сиротстве, о «четверти» лошади в крестьянском хозяйстве, о малоземелье. Он как бы раскрывал художественными ср-вами те обобщения, которые заключены в средних статистических данных. Эффект получался огромный. Картина непосильного труда крестьянской семьи в очерке «Четверть лошади» показывала всю жестокость существующего строя.


27. Развитие газетного дела в России 1890 гг. Типология газет


В 70-е и особенно в 80-е годы выросла потребность в широкой и разносторонней инфы, в увеличении числа еженедельных и ежедневных изданий. Рост количества газет особенно интенсивно шел в 90-е — начале 900-х годов. В 1860 г. в России издавалось семь ежедневных газет и 98, выходивших от одного до трех раз в неделю. В 1913 г. ежедневных газет стало 417, из них 10 выходили два раза в день. В конце 90-х годов тиражи отдельных газет достигали 50 — 70 тыс. экземпляров. После революции 1905 — 1907 гг. тиражи газет значительно увеличились («Русское слово» имело 250 тыс.).

Технический прогресс в свою очередь облегчал организацию и выпуск газет: увеличилось производство бумаги, появились мощные печатные машины, телеграф во много раз ускорил поступление инфы. Улучшается полиграфическое оформление газет. Фотография с конца 80-х годов пришла на смену рисованным иллюстрациям. Популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы.

Газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием. Наблюдается рост провинциальной частнособственнической газетной печати. В прессу приходят люди, не имеющие ничего общего с литературой, – купцы, банкиры, дельцы и спекулянты. Многие газеты начинают печатать коммерческие объявления, что дает им значительный доход. Видное место отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, премиями в виде книг.

Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована. Тогда говорили о «большой», «малой» и «дешевой» газетах. Был замечен и четвертый тип, который только появлялся в газетной прессе, но дать ему название не успели. Если перевести эти определения на современную терминологию, то можно говорить о качественной, массовой и бульварной газете. Четвертый тип точно соответствует современной информационной газете. В русской прессе существовали газеты, считавшиеся эталоном своего типа. Это «Русские ведомости» — качественная газета, «Новое время» и «Русское слово» — информационные, «Россия» — массовая и «Газеты-Копейки» — самый чистый тип бульварной газеты.

В журналистике отражалась и резкая поляризация взглядов и политических симпатий. Поэтому выделялись:

1.на крайнем правом фланге (газета «Московские ведомости» («хранительница дворянских интересов») и газета «Гражданин») 2.в той или иной степени поддерживали идеи монархии и порядка газеты «Свет», «Новое время», журнал «Русский вестник». 3.умеренно оппозиционная пресса была представлена журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», газетой «Биржевые ведомости». 4.самым популярным оппозиционным изданием была московская газета «Русские ведомости» — «орган русской интеллигенции», по мнению современников. Заметным оппозиционным изданием на рубеже веков стал московский «Курьер» — одна из первых городских демократических газет. 5.самым левым, «анархическим» изданием считался журнал «Русское богатство».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.