Предлагаемое распределение функций государственного регулирования - первый этап реформ.
Минэкономразвития России
Федеральный орган регулирования на транспорте
Федеральный орган по регулированию естественных монополий
МАП России
Органы специального технического надзора
* Координация развития ЕТС* и экономики страны * Государственная политика в области мобилизационной подготовки
* Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей
* Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте
* Стандартизация сертификация и надзор на транспорте
* Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте
* Лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора
* Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий
* Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС***
* Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС****
* Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики
* Формирование методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности
* Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа
* Согласование и контроль крупных сделок и слияний
* Надзор и контроль установленной тарифной политики
* Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам
* Единая транспортная система
** ЕМС - естественно монопольный сектор
*** Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД»
**** ВМС - временно монопольный сектор
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования - второй этап реформ.
23. Реформирование тарифной системы
Основной целью совершенствования тарифной системы яв-ляется достижение баланса экономических интересов государ-ства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта.
К тарифной системе предъявляются требования стабильнос-ти, обеспечивающей достижение поставленных целей при изме-нениях внешних условий, гибкости, позволяющей адекватно реагировать на изменения внешних условий и потребностей рынка, и прогнозируемое™.
Задачи тарифного регулирования в период структурной ре-формы. Система тарифного регулирования должна в макси-мальной степени способствовать эффективной реализации из-менений, предусмотренных предлагаемой регуляторной моде-лью. В соответствии с этим закрепленные цели тарифного регулирования дополняются следующими задачами.
На первом этапе (2001--2002 гг.) решаются задачи по пере-даче функций тарифного регулирования независимому госу-дарственному органу; упорядочению существующей тарифной системы. В этот период создаются условия для финансового разделения различных видов хозяйственной деятельности же-лезнодорожного транспорта, в том числе: обеспечивается уро-вень рентабельности естественно монопольного сектора, доста-точного для его устойчивого функционирования и модерниза-ции; последовательно отменяется перекрестное субсидирование различных видов перевозок и осуществляется переход к прямо-му субсидированию; создаются условия для возникновения и развития конкуренции в отдельных видах железнодорожных перевозок.
На втором и третьем этапах (2003--2010 гг.) решаются зада-чи обеспечения эффективного функционирования железнодо-рожного транспорта и создания условий для развития конку-ренции и организационного выделения конкурентных секторов.
Таким образом, тарифная политика в области железнодо-рожного транспорта должна строиться с учетом необходи-мости:
создания условий для развития конкуренции (внутриотрас-левой, межтранспортной, межотраслевой, международной) и недопущения искусственной монополизации в отрасли;
отказа от регулирования в конкурентных сферах деятель-ности;
воздействия тарифными инструментами на улучшение каче-ства услуг железнодорожного транспорта;
рационального взаимодействия различных видов транс-порта;
соответствия тарифной системы особенностям различных этапов структурной реформы;
скоординированного регулирования тарифов на услуги всех естественных монополий материального сектора;
возмещения необходимых затрат на перевозки, реконструк-цию, техническое и социальное развитие железнодорожной от-расли.
Основные принципы построения новой тарифной системы. Реализация предлагаемой концепции реформы железнодорож-ного транспорта предполагает уже на первом этапе приступить к формированию основ новой тарифной системы. Режим та-рифного регулирования, конкретные особенности и механизмы тарифной системы могут изменяться и дополняться с учетом результатов проводимых преобразований.
Тарифы на перевозки должны покрывать все экономически обоснованные эксплуатационные затраты; обеспечивать сум-марные доходы хозяйствующих субъектов, достаточные для формирования справедливой, соответствующей установленной норме рентабельности, прибыли; являться едиными для всех пользователей и определяться на основании утвержденных прейскурантов.
Тариф на грузовые перевозки должен формироваться на ос-нове оптимального сочетания двух подходов -- затратного, со-гласно которому тариф должен основываться на себестоимости транспортной услуги, и маркетингового, согласно которому тариф формируется с учетом платежеобеспеченности груза.
Тарифное регулирование на рынках с различными типами конкуренции. Государственное регулирование тарифов должно постоянно осуществляться в естественно монопольном секторе и постепенно уменьшаться во временно монопольном (потенци-ально конкурентном) секторе.
Тарифы за пользование услугами инфраструктуры следует устанавливать дифференцированно с учетом платежеобеспеченности различных классов грузов. Это создаст условия для перевозки грузов с высокой долей транспортной составляю-щей без привлечений государственной компенсационной под-держки.
Тарифы за пользование подвижным составом ОАО "РЖД" не должны дифференцироваться по классам грузов.
На первом этапе реформ необходимо начать либерализацию тарифного регулирования в секторах с потенциально возмож-ной внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и международной конкуренцией.
К сектору внутриотраслевой конкуренции могут быть отне-сены железнодорожные перевозки повышенного качества (пас-сажирские перевозки в вагонах СВ, скоростные грузовые пере-возки). К сектору межотраслевой конкуренции - перевозки грузов, эффект от производительного потребления которых может быть замещен продукцией других отраслей промышлен-ности (перевозка энергоносителей железнодорожным транспор-том или передача электроэнергии). К сектору межтранспортной конкуренции -- грузовые и пассажирские перевозки при наличии альтернативной транспортной инфраструктуры (например, грузоперевозки Финляндия - Москва, Финляндия - Санкт-Петербург автомобильным - железнодорожным транспор-том). К сектору международной конкуренции - транзитные грузовые перевозки и пассажирские и грузовые перевозки в прямом международном сообщении (конкуренция с транскон-тинентальными грузоперевозчиками, морским транспортом, международными авиакомпаниями).
В конкурентных секторах рынка железнодорожных перево-зок осуществляется последовательное дерегулирование ценооб-разования и переход на свободные (контрактные) цены.
Устранение искажений в тарифной системе. Тарифная систе-ма должна быть освобождена от выполнения функций по пере-распределению финансовых ресурсов и поддержанию отраслей и регионов. Тарифные льготы стратегическим, социально зна-чимым и малообеспеченным потребителям транспортных услуг надо последовательно заменить их адресной поддержкой.
Необходимо предусмотреть государственную поддержку со-циально значимых перевозок, мобилизационного потенциала железнодорожного транспорта, строительства объектов обще-государственного и регионального значения. Порядок расчетов за перевозки в интересах обороноспособности и национальной безопасности государства должен устанавливаться Правитель-ством Российской Федерации.
Учет качества железнодорожных перевозок в тарифообразовании. Тарифные прейскуранты должны в большей мере учиты-вать условия и качество перевозок пассажиров и грузов. Суще-ствующая регламентация качества в "Транспортном уставе же-лезных дорог Российской Федерации" и в системе отраслевых стандартов представляется недостаточной.
Целесообразно систематизировать имеющиеся документы и утвердить комплексный нормативный документ "Нормы транс-портного обслуживания", который будет регламентировать ба-зовый (минимальный) и более высокие уровни качества транс-портных услуг. Следует также установить перечень показателей качества и их пороговые значения для различных уровней каче-ства. Различным уровням качества должны соответствовать различные уровни тарифов.
Индексация тарифов на железнодорожные перевозки. Основ-ной целью индексации тарифов является поддержание стабиль-ности финансовых результатов железнодорожной отрасли при изменении макроэкономических параметров. Только постоян-ный, положительный финансовый результат может обеспечить в условиях инфляции устойчивость и расширенное воспроиз-водство в железнодорожной отрасли.
В настоящее время индексации тарифов производятся на основе общих правил, изложенных в федеральном законе "О естественных монополиях" и постановлении Правительства "Об утверждении Положения об основах государственного регули-рования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" от 19 марта 2001 г. № 194.
Упорядочение существующей практики тарифного регулиро-вания. Для упорядочения существующей практики тарифного регулирования на первом этапе реформ необходимо провести ряд мероприятий, включающих уточнение функций и распреде-ления ответственности государственных органов, осуществляю-щих тарифное регулирование и разработку соответствующей нормативно-правовой базы, а также передачу вопросов тариф-ного регулирования независимому органу регулирования и рег-ламентацию процессов тарифного регулирования. К числу пос-ледних относятся либерализация тарифов на железнодорожные перевозки в конкурентных и временно монопольных секторах; индексация тарифов для поддержания стабильных финансовых результатов деятельности железнодорожной отрасли в условиях изменения макроэкономических показателей; мониторинг и контроль рынка железнодорожных перевозок.
Упорядочение и формализация тарифного регулирования являются непременными условиями реформирования железно-дорожного транспорта. Эти действия должны осуществляться одновременно с формированием федерального органа регули-рования естественных монополий.
24. Финансово-экономическая и социальная оценка структурной реформы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10