Рефераты. Реформирование железнодорожного транспортам России

В начале реформ мощный парк воздушных судов "Аэрофло-та" был разделен между несколькими авиакомпаниями, кото-рые не всегда распоряжались дорогостоящей техникой как эф-фективные собственники.

В ходе реформирования воздушного транспорта не был сформирован механизм реального регулирования естественно монопольного сектора, к которому в авиации относится, в пер-вую очередь, взлетно-посадочная полоса (ВПП). В результате в нарушение действующего законодательства в отдельных случа-ях ВПП оказалась на балансах частных предприятий-акционе-ров аэропортов. Только недавно, согласно II части Налогового кодекса, государство предусмотрело поддержку естественно мо-нопольного сектора в виде освобождения от НДС услуг по обеспечению взлета--посадки.

В процессе реформы из авиапредприятий были выделены и реорганизованы в государственные предприятия службы, обес-печивающие безопасность полетов и организацию воздушного движения.

15. Реформирование морского транспорта

Проведение структурных преобразований на морском транспорте привело к ликвидации судоходных концернов и разделению их на независимые порты и частные судоходные компании-перевозчики. С 1992 г. осуществлялось преобразо-вание морских портов в акционерные общества и учреждение в морских портах специальных государственных органов уп-равления - администраций морских портов.

Процесс реформирования проходил в условиях распада еди-ного комплекса морского транспорта СССР, в результате кото-рого Россия лишилась почти 60 % мощностей портов, многих объектов береговой инфраструктуры, значительной части флота. Все это привело к существенному, почти в 10 раз, сниже-нию доли российского морского транспорта в перевозках внеш-неторговых грузов.

В ходе быстро проведенной приватизации была искусствен-но занижена стоимость основных производственных фондов от-расли, которая составила,' не более 15 % реальной рыночной цены. Отрасль была лишёна полноценного внутреннего источ-ника для поддержания и развития основных фондов, аккумули-рованного в форме амортизационных отчислений. Судоходные компании, как независимые предпринимательские структуры, перестали получать субсидии из госбюджета, а существующая законодательная база не обеспечивала привлечение иностран-ных кредитов для строительства новых судов.

В ходе реформирования тарифной системы в морских пор-тах сложилась двойная система тарифов. Одна система тарифов обеспечивала высокую рентабельность работ и услуг, предо-ставляемых иностранным грузо-, судовладельцам. Другая сис-тема тарифов предопределяла убыточность работ и услуг, ока-зываемых российским грузо-, судовладельцам. Наличие двух-уровневой системы тарифов привело к снижению качества и нарушению сроков обслуживания российских клиентов и недо-вольству иностранных клиентов дискриминационной тарифной политикой, и в результате, к недополучению морскими порта-ми причитающихся им валютных платежей и снижению налого-облагаемой базы.

Анализ систем реформирования российских естественных монополий, в том числе в отдельных отраслях транспорта, поз-воляет учесть основные уроки этих реформ при формировании регуляторной модели железнодорожного транспорта.

16. Выбор оптимальной регуляторной модели для железнодорожного транспорта в России.

1 За исключением выделяемых на первом этапе

2 Могут быть выделены как дочерние общества на первом этапе реформ

3 Транзитные, интермодальные, рефрижераторные компании

4 На третьем этапе оценивается целесообразность выделения грузовой компании в дочернее

акционерное общество со 100%-ной собственностью ОАО «РЖД»

5 Включая учреждения и объекты социальной сферы, остающиеся в ОАО «РЖД»

6. На последующих этапах оценивается целесообразность выделения в отдельную компанию

1-й этап - подготовительный

2-й этап

3-й этап

Естественно-монопольный сектор

Инфраструктура и услуги инфраструктуры (путь и сооружения, электрификация и связь, СЦБ, управление движением, сортировочные станции, станции погрузки/разгрузки/перевалки)

Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги

Вокзалы

Сектор временной монополии

Грузовые перевозки*

Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги

Дальние пассажирские перевозки (кроме СВ всех поездов, купе фирменных поездов)

Пригородные пассажирские перевозки

Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта

Продажа билетов

Конкурентный сектор

Пассажирский сервис

Продажа билетов

Дальние пассажирские перевозки в вагонах категории СВ всех поездов, купе фирменных поездов**

Грузовые перевозки

Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, не входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта

Дальние пассажирские перевозки

Пригородные пассажирские перевозки

Услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, ранее входивших в структуру федерального транспорта

Транзитные и интермодальные перевозки

Классификация видов деятельности по степени монополизации на каждом этапе реформы

Вариант

Разделение по видам деятельности

* Перевозки

- Все перевозки

- Пассажирские

- Грузовые *

* Инфраструктура

* Грузовые перевозки отделены/не отделены от пассажирских

* Пригородные перевозки отделены/не отделены от дальних пассажирских

* Транзитные, интермодальные, рефрижераторные, грузовые перевозки отделены/не отделены от других грузовых перевозок

* Инфраструктура отделена от перевозок

* Инфраструктура объединена с перевозками

- Инфраструктура объединена только с грузовыми перевозками

- Часть инфраструктуры принадлежит основным потребителям (например, пассажирским компаниям)

Распределение

производственных ресурсов

* Вагоны

* Вагонный парк находится у владельца инфраструктуры

* Часть вагонов не находится у владельца инфраструктуры

* Весь вагонный парк не находится у владельца инфраструктуры

* Локомотивы

* Все локомотивы находятся у владельца инфраструктуры

* Часть локомотивов не находится у владельца инфраструктуры

- Часть локомотивов находится у операторов

- Часть локомотивов находится у других собственников

Выделение вертикально интегрированных компаний

* В европейской части России

* Создание нескольких вертикально-интегрированных компаний, конкурирующих между собой на пересекающихся (альтернативных) сетях

* Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами «на рельсах» и возможно «за рельсы»

* В азиатской части России

* Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами "на рельсах" и возможно "за

рельсы

Варианты структурирования и организации основных видов деятельности

Этап 1 (2001-2002): подготовительный

(к организационному разделению»)

Этап 2 (2003-2005); организационно-правовое разделение видов бизнеса

Этап 3 (2006-2010): открытие основных видов бизнеса для конкуренции

* Разделение хозяйственной и регулирующей функций.

* Создание ОАО "РЖД" со 100%-ной государственной собственностью

* Отделение некоторых неосновных видов деятельности в виде 1 00%-ных дочерних компаний ОАО "РЖД" (параллельно с формированием материнской компании)

* Оптимизация управления с поэтапный переходом с функциональной на бизнес- организацию (внутренняя реорганизация без нарушения организационной целостности) с выделением, в частности, следующих подразделений:

- Грузовые перевозки и инфраструктура

* Инфраструктура

* Локомотивы

* Вагоны

- Международные транзитные перевозки*

- Интермодальные перевозки*

- Перевозки скоропортящихся грузов

- Пассажирские перевозки в дальнем следовании

* Подвижной состав

* Вокзалы

- Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

* Подвижной состав

* Вокзалы

- Ремонт подвижного состава

- Ремонт и строительство инфраструктуры

- Другие неосновные виды деятельности

* Финансовое разделение хозяйственных видов деятельности (раздельный бухгалтерский учет)

* Создание операторских компаний

* Формирование механизма поддержки пассажирских перевозок

* Сохранение организационного единства грузовых перевозок и необходимой для них инфраструктуры, формирующих основу ОАО «РЖД», в состав компании также входит локомотивный парк.

* Завершение оптимизации структуры управления.

* Организационно-правовое разделение хозяйственной деятельности (выделение из ОАО «РЖД» дочерних обществ) с постепенным открытием выделенных видов деятельности для частных миноритарных акционеров:

- Выделение пригородных пассажирских перевозок

- Выделение пассажирских перевозок в дальнем следовании

- Выделение ремонтных и строительных предприятий

- Выделение транзитной, интермодальной экспортно-импортной и рефрижераторной компаний*

- Выделение других видов деятельности

* Постепенное открытие ремонтного бизнеса для конкуренции, продажа его части

* Создание операторских компаний

* Постепенное повышение конкуренции в грузовых перевозках

- В частности, появление частной собственности на локомотивы

* Формирование нескольких конкурирующих компаний по пассажирским перевозкам в дальнем следовании с возможностью частного участия в их капитале

* Возможно, продажа лицензий на право пригородных перевозок, ограниченных периодом времени

* Рассмотрение вопроса о выделении из ОАО "РЖД" конкурирующих вертикально интегрированных железнодорожных компаний

* Другие меры, целесообразность которых будет определена на первом и втором этапах реформы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.