В начале реформ мощный парк воздушных судов "Аэрофло-та" был разделен между несколькими авиакомпаниями, кото-рые не всегда распоряжались дорогостоящей техникой как эф-фективные собственники.
В ходе реформирования воздушного транспорта не был сформирован механизм реального регулирования естественно монопольного сектора, к которому в авиации относится, в пер-вую очередь, взлетно-посадочная полоса (ВПП). В результате в нарушение действующего законодательства в отдельных случа-ях ВПП оказалась на балансах частных предприятий-акционе-ров аэропортов. Только недавно, согласно II части Налогового кодекса, государство предусмотрело поддержку естественно мо-нопольного сектора в виде освобождения от НДС услуг по обеспечению взлета--посадки.
В процессе реформы из авиапредприятий были выделены и реорганизованы в государственные предприятия службы, обес-печивающие безопасность полетов и организацию воздушного движения.
15. Реформирование морского транспорта
Проведение структурных преобразований на морском транспорте привело к ликвидации судоходных концернов и разделению их на независимые порты и частные судоходные компании-перевозчики. С 1992 г. осуществлялось преобразо-вание морских портов в акционерные общества и учреждение в морских портах специальных государственных органов уп-равления - администраций морских портов.
Процесс реформирования проходил в условиях распада еди-ного комплекса морского транспорта СССР, в результате кото-рого Россия лишилась почти 60 % мощностей портов, многих объектов береговой инфраструктуры, значительной части флота. Все это привело к существенному, почти в 10 раз, сниже-нию доли российского морского транспорта в перевозках внеш-неторговых грузов.
В ходе быстро проведенной приватизации была искусствен-но занижена стоимость основных производственных фондов от-расли, которая составила,' не более 15 % реальной рыночной цены. Отрасль была лишёна полноценного внутреннего источ-ника для поддержания и развития основных фондов, аккумули-рованного в форме амортизационных отчислений. Судоходные компании, как независимые предпринимательские структуры, перестали получать субсидии из госбюджета, а существующая законодательная база не обеспечивала привлечение иностран-ных кредитов для строительства новых судов.
В ходе реформирования тарифной системы в морских пор-тах сложилась двойная система тарифов. Одна система тарифов обеспечивала высокую рентабельность работ и услуг, предо-ставляемых иностранным грузо-, судовладельцам. Другая сис-тема тарифов предопределяла убыточность работ и услуг, ока-зываемых российским грузо-, судовладельцам. Наличие двух-уровневой системы тарифов привело к снижению качества и нарушению сроков обслуживания российских клиентов и недо-вольству иностранных клиентов дискриминационной тарифной политикой, и в результате, к недополучению морскими порта-ми причитающихся им валютных платежей и снижению налого-облагаемой базы.
Анализ систем реформирования российских естественных монополий, в том числе в отдельных отраслях транспорта, поз-воляет учесть основные уроки этих реформ при формировании регуляторной модели железнодорожного транспорта.
16. Выбор оптимальной регуляторной модели для железнодорожного транспорта в России.
1 За исключением выделяемых на первом этапе
2 Могут быть выделены как дочерние общества на первом этапе реформ
3 Транзитные, интермодальные, рефрижераторные компании
4 На третьем этапе оценивается целесообразность выделения грузовой компании в дочернее
акционерное общество со 100%-ной собственностью ОАО «РЖД»
5 Включая учреждения и объекты социальной сферы, остающиеся в ОАО «РЖД»
6. На последующих этапах оценивается целесообразность выделения в отдельную компанию
1-й этап - подготовительный
2-й этап
3-й этап
Естественно-монопольный сектор
Инфраструктура и услуги инфраструктуры (путь и сооружения, электрификация и связь, СЦБ, управление движением, сортировочные станции, станции погрузки/разгрузки/перевалки)
Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги
Вокзалы
Сектор временной монополии
Грузовые перевозки*
Дальние пассажирские перевозки (кроме СВ всех поездов, купе фирменных поездов)
Пригородные пассажирские перевозки
Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта
Продажа билетов
Конкурентный сектор
Пассажирский сервис
Дальние пассажирские перевозки в вагонах категории СВ всех поездов, купе фирменных поездов**
Грузовые перевозки
Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, не входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта
Дальние пассажирские перевозки
Услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, ранее входивших в структуру федерального транспорта
Транзитные и интермодальные перевозки
Классификация видов деятельности по степени монополизации на каждом этапе реформы
Вариант
Разделение по видам деятельности
* Перевозки
- Все перевозки
- Пассажирские
- Грузовые *
* Инфраструктура
* Грузовые перевозки отделены/не отделены от пассажирских
* Пригородные перевозки отделены/не отделены от дальних пассажирских
* Транзитные, интермодальные, рефрижераторные, грузовые перевозки отделены/не отделены от других грузовых перевозок
* Инфраструктура отделена от перевозок
* Инфраструктура объединена с перевозками
- Инфраструктура объединена только с грузовыми перевозками
- Часть инфраструктуры принадлежит основным потребителям (например, пассажирским компаниям)
Распределение
производственных ресурсов
* Вагоны
* Вагонный парк находится у владельца инфраструктуры
* Часть вагонов не находится у владельца инфраструктуры
* Весь вагонный парк не находится у владельца инфраструктуры
* Локомотивы
* Все локомотивы находятся у владельца инфраструктуры
* Часть локомотивов не находится у владельца инфраструктуры
- Часть локомотивов находится у операторов
- Часть локомотивов находится у других собственников
Выделение вертикально интегрированных компаний
* В европейской части России
* Создание нескольких вертикально-интегрированных компаний, конкурирующих между собой на пересекающихся (альтернативных) сетях
* Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами «на рельсах» и возможно «за рельсы»
* В азиатской части России
* Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами "на рельсах" и возможно "за
рельсы
Варианты структурирования и организации основных видов деятельности
Этап 1 (2001-2002): подготовительный
(к организационному разделению»)
Этап 2 (2003-2005); организационно-правовое разделение видов бизнеса
Этап 3 (2006-2010): открытие основных видов бизнеса для конкуренции
* Разделение хозяйственной и регулирующей функций.
* Создание ОАО "РЖД" со 100%-ной государственной собственностью
* Отделение некоторых неосновных видов деятельности в виде 1 00%-ных дочерних компаний ОАО "РЖД" (параллельно с формированием материнской компании)
* Оптимизация управления с поэтапный переходом с функциональной на бизнес- организацию (внутренняя реорганизация без нарушения организационной целостности) с выделением, в частности, следующих подразделений:
- Грузовые перевозки и инфраструктура
- Международные транзитные перевозки*
- Интермодальные перевозки*
- Перевозки скоропортящихся грузов
- Пассажирские перевозки в дальнем следовании
* Подвижной состав
* Вокзалы
- Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
- Ремонт подвижного состава
- Ремонт и строительство инфраструктуры
- Другие неосновные виды деятельности
* Финансовое разделение хозяйственных видов деятельности (раздельный бухгалтерский учет)
* Создание операторских компаний
* Формирование механизма поддержки пассажирских перевозок
* Сохранение организационного единства грузовых перевозок и необходимой для них инфраструктуры, формирующих основу ОАО «РЖД», в состав компании также входит локомотивный парк.
* Завершение оптимизации структуры управления.
* Организационно-правовое разделение хозяйственной деятельности (выделение из ОАО «РЖД» дочерних обществ) с постепенным открытием выделенных видов деятельности для частных миноритарных акционеров:
- Выделение пригородных пассажирских перевозок
- Выделение пассажирских перевозок в дальнем следовании
- Выделение ремонтных и строительных предприятий
- Выделение транзитной, интермодальной экспортно-импортной и рефрижераторной компаний*
- Выделение других видов деятельности
* Постепенное открытие ремонтного бизнеса для конкуренции, продажа его части
* Постепенное повышение конкуренции в грузовых перевозках
- В частности, появление частной собственности на локомотивы
* Формирование нескольких конкурирующих компаний по пассажирским перевозкам в дальнем следовании с возможностью частного участия в их капитале
* Возможно, продажа лицензий на право пригородных перевозок, ограниченных периодом времени
* Рассмотрение вопроса о выделении из ОАО "РЖД" конкурирующих вертикально интегрированных железнодорожных компаний
* Другие меры, целесообразность которых будет определена на первом и втором этапах реформы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10