Активным последователем Будды был царь Ашока, правивший Индией с 274 по 232 год до Р. X. Вначале он был ца-рем-воином, но во время одной из битв испытал такое отвраще-ние к кровопролитию, что решил отказаться от участия в войнах. Впоследствии он обратился к буддизму и посвятил его распрос-транению все свои силы и средства. В течение первых двух сто-летий буддизм не выходил за пределы Индии. Ашока отправлял буддийских миссионеров во многие районы Индии, а также в Си-рию, Египет, Кирену, Грецию, Шри Ланку, Мьянму и Таиланд.
Примерно в то же время в буддизме наметился серьезный раскол. Главным стал вопрос о том, кому доступно просветле-ние: всякому человеку или немногим избранным. Те буддисты, которые считали, что просветление доступно всем, образовали течение махаяна («большая колесница»), а те, кто полагал, что просветление доступно лишь немногим преданным (например, монахам), - хинаяна («малая колесница»). Обидевшись на уни-чижительный оттенок этого названия, последние стали называть себя буддистами течения тхеравада, что означает «учение ста-рейшин». Различие в устремлениях приверженцев этих двух ветвей буд-дизма наиболее ярко проявилось в том, кем они хотят стать: бод-хисатвами или архатами. Бодхисатва (термин махаяны) - это че-ловек, достигший просветления, но из сострадания к непросвет-ленным отказывающийся от нирваны, чтобы вернуться к ним и провести их своим путем. Архат (термин тхеравады) - это чело-век, который заботится о собственном просветлении больше, чем о просветлении окружающих. Его главная задача - самому до-стичь просветления, избавившись от всех иллюзий.
Между этими двумя ветвями буддизма есть и другие различия. Во-первых, приверженцы тхеравады считают Будду просто че-ловеком, а не божеством. Последователи махаяны, напротив, воспринимают Будду историческим проявлением универсального Аб-солюта. Во-вторых, приверженцы тхеравады настаивают на том, что Будда может быть только один. Последователи махаяны говорят, что в прошлом сущность Будды воплощалась уже много раз и в будущем должно произойти, по крайней мере, еще одно вопло-щение - «Майтрея Будда». В-третьих, приверженцы тхеравады учат, что человек должен достичь просветления лишь своими собственными усилиями, а последователи махаяны утверждают, что бодхисатвы способны помогать людям в пути и даже могут передавать свои собственные внекармические добродетели тем, кто ищет про-светления.
Из Индии тхеравада проникла в юго-восточные регионы Азии, а махаяна распространилась в северо-восточной Азии. В VI веке н.э. индийский ученый Бодхидхарма принес в Китай чань-буддизм. Чань-буддизм - это техника медитации над «гро-мадной пустотой» внутри человека. В XII веке эта форма медита-ции стала известна в Японии, где она явилась предшественни-цей дзен-буддизма. В начале XX века японский ученый Д.Т. Судзуки способствовал распространению дзен-буддизма в Америке. Еще одно направление японского буддизма - «Чистая зем-ля», или дзедо-буд-дизм. «Чистая земля» - это переходная об-ласть, в которой нирваны достичь легче, чем в земной жизни. Войти в «Чистую землю» можно благодаря вере в Будду Амиду (Амитабху) и посредством многократного повторения нембуцу («Наму Амида Буцу»). Помимо тхеравады и махаяны в буддизме есть еще и третье направление - ваджраяна или тантра. Это течение берет свое начало в одной из форм индуизма, так называемой тантре, где основной акцент делается на оккультных методах развития силы духа. Ваджраяна означает «бриллиантовая колесница», эта ме-тафора подчеркивает чистоту задействованных духовных сил и способность этого метода быстро избавить человека от иллюзий и привести его к просветлению.
Жители Тибета, где особенно много приверженцев ваджрая-ны, дали миру то, что сегодня, вероятно, является широко при-знанным живым символом буддизма, - Далай-ламу. Сейчас он - живущий в изгнании духовный и политический вождь Тибета. Ти-бетские буддисты считают Далай-ламу четырнадцатой реинкар-нацией Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания.
Помимо трех упомянутых выше ветвей «официального» буд-дизма, существует также его «народная» разновидность. Эти фор-мы буддизма существенно различаются, и зачастую те, кто при-держивается его народного варианта, знают об официальном буддизме очень мало. Народный буддизм носит черты анимизма. В нем присутствует вера в духов, влияю-щих на жизнь людей и управляющих ею. Считается, что человек должен ублажать духов, если хочет в чем-либо добиться успеха, и просить у них помощи и совета посредством различных гада-ний и ворожбы. Таким образом, человек, называющий себя по-следователем буддизма, возможно, имеет в виду народную фор-му этой религии, анимистическую по своей сути.
Правильное усилие. Правильное внимание. Правильное сосредоточение.
Получившихся восемь правильных пунктов не являются последовательными шага-ми. Напротив, их необходимо осуществлять одновременно. Но первые два пункта служат основой для всех остальных. Если человек имеет правильное воззрение, он видит непосто-янство и иллюзорность вселенной и осознает, что его «я» на са-мом деле не существует. Эта догма заключена в учении об анатман.
Правильное намерение следует за правильным воззрением в том смысле, что оно означает отказ от приверженности к каким бы то ни было желаниям и мыслям нашего иллюзорного «я» (однако необходимо заметить, что само стремление буддистов к отказу от желаний и мыслей также является особой всепоглощающей формой их желаний). По мере того как человек достигает способности смотреть на мир, отрешившись от своего «я», он начинает хорошо отзывать-ся о других (правильная речь), подчиняться нравственным запо-ведям буддизма и нормам воздержания (правильное поведение), а также отказываться зарабатывать себе на жизнь занятиями, ко-торые нарушают нравственные нормы буддизма (правильное до-бывание средств к существованию).
Восьмеричный путь - это система восьми ступеней. Эти ступени помогают человеку достичь само-познания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана - это избавле-ние, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. Достижение нирваны - высшая цель и главное всепоглощающее желание буддиста. Нирвана - это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.
В основе понятия нравственности лежат шила - нравствен-ные нормы. Эти нормы можно свести к пяти запретам: нельзя отнимать жизнь (любую, не только человеческую); нельзя воровать; нельзя предаваться сексуальной распущенности (монахам предписано безбрачие); нельзя лгать; нельзя принимать опьяняющие напитки.
Если понятие шила относится к поступкам человека, то самадхи (духовная дисциплина) касается его чувств и внимания. Самадхи определяется как глубокое состояние сознания, «в котором исчезает всякое ощущение личности». Своими правильными уси-лиями человек не позволяет злым мыслям войти в его разум; пра-вильное внимание помогает человеку ясно осознавать события своей жизни; при помощи правильного сосредоточения человек может достичь блаженства просветления.
Непосредственной целью Будды было устранить причины страданий. Однако его конечной целью было освободиться от цикличности смерти и повторного рождения (сансары) при по-мощи учения о том, как человек может избавиться от желаний, а тем самым и от привязанности к своему иллюзорному «я». По мере избавления от этой привязанности карме становится не в чем проявляться, и происходит освобождение от мира иллю-зий. В этот момент просветления человек входит в состояние нирваны, которое является конечной целью жизни любого буд-диста и освобождением - буддийским эквивалентом спасения.
Будда описывал нирвану (на языке пали - ниббана) такими словами: «Есть сфера, которая не является ни землей, ни водой, ни огнем, ни воз-духом, ее нельзя назвать ни бесконечностью пространства, ни бесконеч-ностью сознания; это область, где властвует ничто, царство восприятия или невосприятия, это не земной мир, не солнце и не луна. Я отрицаю, что это приход или уход, вечность, смерть или рождение. Это просто конец стра-даниям». Человек, входя в состояние нирваны, по мнению буддистов не перестает существо-вать, потому что, как рассуждал Будда, прежде всего не суще-ствует личности, которую можно было бы уничтожить.
Что касается цикла сансары (реинкарнации), то, в отличие от индуизма, который говорит о личности, продолжающей свое су-ществование из жизни в жизнь, буддизм не верит в реальность такой личности. По словам Будды, каждый человек являет собой совокупность пяти составляющих, именуемых скандхами: это физическое тело, эмоции, восприятие, воля и сознание. Смерть приводит к распаду этих составляющих, и, подобно машине, еди-ное целое (личность) перестает существовать, как только одну часть отделяют от другой.
Конечная (то есть предельная) реальность вне различий, она просто существует и все. По сути дела, природу такого единства нельзя выразить в языке. Можно только «осознавать» его, становясь им, улавливая собственное единство, собственную «божественность», и пребывая в нем вне каких бы то ни было различий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18