2) Православное отлучение от Церкви графа Л.Н. Толстого, писателя, идейного вдохновителя толстовства.
«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которой жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, - Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств - святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною.
Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2.25).
Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь» (Определение Святейшего синода от 20 -23.02.1901 г. № 557)».
В XIX веке возникает адвентизм, уделяющий главное внима-ние ожиданию Второго Пришествия, а в самом начале XX века - пятидесятничество, положившее начало так называемому «хариз-матическому движению». Харизматическое движение исходит из специфического понимания сущности даров Святого Духа, перенося акцент с церковных таинств на индивидуальное получение «харизмы» (благодати) посредством экстатических состояний. Пятидесятники утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется, прежде всего, в говорении на языках. На своих собраниях они стремятся достичь состояния транса, чтобы начать говорить на непонятном, но, как показали научные исследования, нечле-нораздельном и бессмысленном «языке». Когда такое происходит с человеком впер-вые, пятидесятники называют это «крещением Святым Духом».
Основные особенности веры протестантов и их последователей следующие:
1) Единственный источник веры - Священное Писание.
Источник веры для протестантов - это информация, которую они черпают только из Библии. Некоторые ответвления протестантизма аллегорически трактуют тексты Священного Писания, так как иначе становится невозможным примирить Библию с их собственным вероучением.
2) Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.
Тезис о спасении только верой был рожден в споре с современными Лютеру католическими представлениями о спасении, заслуженном совершением каких-нибудь дел: милостыни, паломничество и т.д.
3) Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившему-ся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому мона-шество отвергается.
Спасение здесь понимается как внешнее по отношению к человеку решение Бога. Такое понимание пол-ностью заимствовано из юридических католических пред-ставлений. Разница в том, что это решение теперь не нужно зарабатывать.
4) Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.
5) Отрицание незыблемости единой Церкви, хранящей апостольское преемство. По их мнению, все истинно верующие христиане - святые и священники. Поэтому почитания свя-тых и таинства священства нет. Каждая протестантская цер-ковь по-своему определяет выборы и назначение пресви-теров, то есть тех, которые возглавляют богослужение об-щины и говорят проповедь.
Желая восстановления апостольской чистоты веры, про-тестанты, однако, отказались от апостольского преемства.
6) Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов.
Только Лютеранство сохранило веру в то, что в хлебе и вине причастия реально присутствуют Тело и Кровь Спаси-теля. Все остальные протестанты считают, что в их причаще-нии действительного Тела и Крови Христа нет, а есть только символ.
7) Все протестанты и их последователи считают, что они (каждый по своему) воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.
Это достигается умозрительной трактовкой прошлого, минуя все Предание, на основе идей основателя тех или иных протестантских и новейших течений. Реальная историческая Церковь отвергается, обычно ее подменяют некоей «невидимой» истинной Церковью, якобы таинственно существовавшей в веках и проявившейся благодаря очередному провидцу.
На молитвенных собраниях протестантов главное место отво-дится проповеди. Все церковное благолепие (обязательно свойственное еще ветхозаветному храму): иконы, особые пес-нопения, облачение священников, торжественность богослуже-ния, украшение храма и многое другое - у протестантов устранено или сведено к обычному светскому уровню. Проявления духовности обычно не отличаются от эмоций концертного зала. С другой стороны, в харизматических течениях на собраниях верующих практикуются экзальтированные эмоциональные состояния, приводящие к перевозбуждению и разрушению психики.
Возмущение первых реформаторов искажениями веры и жиз-ни в Католической церкви было основано на объективных фактах. Но изначально в про-тестантизме появляется много несогласных друг с другом вождей, и спорящих друг с другом направлений. Протестанты основываются на собственном понимании Библии. Однако, читая один и тот же текст, разные люди практически всегда обратят в нем внимание на разные вещи, по-разному расставят акценты. Это становится неизбежным при изучении исключительно богатой по содержанию и много-плановой Библии. Отсюда - многочисленные и непрекращающиеся разногласия и расколы среди протестантов и их подражателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18