У детей с высоким и средним уровнями адаптированности более ярко выражено такое личностное качество, как приятие себя, а у детей с низким уровнем адаптированности - ведомость. Сравнивая общие показатели, можно сделать вывод о том, что 50% обследуемых ведомы. Также наблюдается большой процент детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт - 40,4%.
Количество полных семей составляет 64%, неполных - 36%. Статистика свидетельствует о том, что данный фактор не является превалирующим в отношении жестокого обращения с детьми.
Сравнивая результаты отношения детей к насилию, можно отметить, что большая часть из них воспринимают наказание, как неизбежную и вполне нормальную часть своей жизни. Для одних детей приемлемым наказанием является применение физической силы - ремень, для других - ограничение прав. И всего лишь 20,5% считают, что детей наказывать нельзя. Велика вероятность того, что дети, считающие наказание нормой, во взрослой жизни будут применять насилие к своим детям.
Большая часть обследуемых имеют низкий уровень адаптированности. Это свидетельствует о том, что дети, нужды которых пренебрегаются родителями, не способны налаживать контакт с другими людьми, принимать их нормы и правила.
Все эти качества мешают адаптироваться ребенку в обществе.
Дети со средним уровнем адаптированности чаще всего испытывают эмоциональный дискомфорт, как в семье, так и в окружении других людей. Они не способны брать на себя руководящую деятельность, и почти всегда ведомы, что может отрицательно повлиять на их дальнейшую трудовую деятельность. Также, одной из основных показателей дезадаптированности является «уход» от проблем.
Дети, у которых высокий уровень адаптированности, всегда принимают себя, но нередко не могут принять других. Они, так же, как дети со средним уровнем адаптированности, «уходят» от проблем и чаще ведомы. Эти данные говорят о «тонкой грани» перехода от среднего звена в высшее, либо из высшего в среднее. В большей степени этот переход зависит от родителей. Социальному педагогу, в данном случае, необходимо не упустить момент и помочь ребенку более успешно адаптироваться, а не перейти в ряды детей, со средней адаптированностью.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существует тесная связь между наказаниями и учебой. Для большинства родителей школьная успеваемость является оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Сочетание наказаний и неудовлетворительной успеваемости - самый распространенный вариант в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. Ребенок, который плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. - Москва, 2005.
2. Быкова Е.В. Профилактика насилия в семье. // Социальное обслуживание. - 2006. №4.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика, Москва/Издательский центр «Академия», 2007.
4. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребёнком: Общие вопросы и физическое насилие. - Петрозаводск, 2000.
5. Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой Е.Н. - Санкт- Петербург, 2007.
6. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга. / Под редакцией Е.Н. Волковой. - Нижний Новгород, 2004.
7. Зеленова Т. Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства. - 2006. №3.
8. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - Санкт - Петербург, 2003.
9. Конвенция о правах ребенка, конвенция ООН, Москва, 2006.
10. Корчак Я. Ребёнок в семье. // Социальная педагогика. - 2004. №4.
11. Куликова А.А., Защита прав ребенка. - Москва, Издательство Эксмо, 2005.
12. Мардахаев Л.В., Словарь по социальной педагогике, Москва, 2002.
13. Миллер Э. Политические последствия дурного обращения с детьми. // Социальная педагогика. - 2004. №4.
14. Насилие и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А.М.: Литограф, 2000.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
16. Педагогика: научно-теоритический жур./ учредитель Трудовой коллектив редакции «Российская Академия образования». - Волгоград, 2006, №5.
17. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. / Под редакцией Волковой Е.Н. - Санкт-Петербург, 2008.
18. Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти. - Москва, 2002.
19. Рыбинский Е.М., Управление системой социальной защиты детства, Москва/Издательский центр «Академия», 2004.
20. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. - Волгоград, 2007.
21. Сьюзен Линн. Проданное детство. / Издательство «Добрая книга», Москва, 2006.
22. Холостова Е.И., Социальная работа с семьей, Москва, 2007.
23. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - Москва, 2006.
24. Черепанова Е.М. Психологический стресс. - Москва, 1996.
25. Шведова Н.О. О насилии в отношении женщин // Насилие и социальные изменения. - 2000 - №2-3.
26. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - Санкт-Петербург, 2001.
Приложение 1
Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
Уважаемый старшеклассник!
Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.
Возможные варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует вашему мнению. Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Как вы думаете, требует ли обучение в вашей школе постоянного совершенствования ваших возможностей?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «О» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится: «9» - которое очень нравится. В какую бы из клеток вы поместили бы свое мнение:
0
9
3. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?
Да. Не могу сказать. Нет
4. Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:
а) интеллектуальных способностей
б) жизненных умений
5. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?
6. Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?
Обычно плохое
Чаще плохое
Не влияет
Чаще хорошее
Обычно хорошее
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристики школьной среды
В какой степени вы удовлетворены каждой из выбранных вами характеристик?
В очень большой степени
В большой степени
Средне
В небольшой степени
Совсем нет
1. Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3. Эмоциональный комфорт
4. Возможность высказать свою точку зрения
5. Уважительное отношение к себе
6. Сохранение личного достоинства
7. Возможность обратиться за помощью
8. Возможность проявлять инициативу, активность
9. Учет личных проблем и затруднений
10. Внимание к просьбам и предложениям
1 1 . Помощь в выборе собственного решения
8. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?
Да. Пожалуй, да. Не могу сказать. Пожалуй, нет. Нет
9. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от:
Полностью
Неза-
Как
Защи-
Вполне
незащи-
щищен
сказать
щен
защищен
щен 0
1
2
3
4
публичного унижения
со стороны:
а) одноклассников;
б) учителей
оскорбления со стороны:
высмеивания со стороны:
6) учителей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11