Рефераты. Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность

Статистика пренебрежения нуждами ребенка показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе - 23% случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход, пренебрежения нуждами ребенка чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%).

Безразличное отношение к своим детям может быть вызвано не только уже приводящимися причинами (личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью), но его причиной также может являться специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т.д. Во многом взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи [7, c.37].

В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает ее [20, c.46]. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении.

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

1) отказ от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;

2) недостаток заботы:

· очень маленькие дети, оставленные без присмотра;

· дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;

· дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимания на то, что они занимаются опасной деятельностью;

3) отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:

· дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;

· дети с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;

· сыпь и другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;

· дети постоянно грязные, гигиенически запущенные;

4) нехватка медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены;

5) недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;

6) недостаток необходимого питания:

· дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;

· дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;

· дети с сильным отставанием в физическом развитии;

7) нехватка необходимого крова:

· структурно небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.;

· слишком сильное или плохое отопление;

· антисанитарные жилищные условия.

Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье [5, c.84].

Эмоциональная заброшенность - это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

Действия родителя, оставляющего ребенка без эмоционального общения и заботы:

· равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении;

· отсутствие одобрения ребенка;

· игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности;

· отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком (родитель не гладит ребенка по голове и не берет его на руки). Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Поэтому он не приобретает и подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни, что существенно затрудняет его развитие. Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными [8, c.79].

Эмоциональная неустойчивость - большие колебания между отрицательными и положительными эмоциями характерны для детей, забота о которых была очень непоследовательной. Равнодушие и депрессивность чаще свойственны заброшенным детям. Они в одинаковой степени мало испытывают и проявляют как положительные, так и отрицательные чувства. Для детей, с которыми грубо обращались или в отношении которых были допущены злоупотребления, в основном характерно преобладание отрицательных чувств над положительными. Они очень редко выражают положительные эмоции. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний [14, c.61].

Поскольку их словарный запас для выражения чувств очень ограничен, они часто не могут найти подходящих слов для выражения своего настроения, проявляя его невербально: в игре, рисовании, психосоматических жалобах. Подвергшимся насилию детям особенно трудно понять такие чувства, как страх, тревога, смятение.

Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком [24, c.46].

Резюмируя, можно сказать, что в случае эмоционального пренебрежения не удовлетворяются базовые потребности ребенка во внимании, любви, общении и защищенности.

Заброшенность здоровья ребенка - это бездействие со стороны родителя по поддержанию или восстановлению здоровья ребенка, которое выражается в следующих формах:

· отсутствует систематическая диспансеризация ребенка (проверки здоровья), необходимая в его возрасте;

· родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (очередная вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.) или избегают их;

· ребенку не покупают необходимые лекарства;

· ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;

· в случае серьезной травмы не обращаются к врачу;

· не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу [18, с.44].

Пренебрежение образованием ребенка - это бездействие и отсутствие поддержки, оказываемой ребенку, в получении образования, что приводит к недостаточному развитию и применению способностей ребенка и выражается в следующих ситуациях:

· ребенок часто опаздывает в школу;

· ребенок часто пропускает занятия;

· родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий;

· родители избегают контакта с учителями, отказываются от сотрудничества с ними;

· родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;

· родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;

· родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка [18, c.45].

Частые отсутствия в школе становятся причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.

Исходя из этого, можно сказать, что все компоненты жестокого обращения с ребенком взаимосвязаны. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение [1, c.21].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отличительной особенностью российского менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Именно поэтому в нашей стране так часто фиксируются факты жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни. Из четырех видов жестокого обращения с детьми невозможно выделить те, которые не оказывают влияния на будущую адаптацию ребенка. Дети, пострадавшие от физического или сексуального насилия, вызывают сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью, как правило во взрослой жизни не могут самостоятельно решать свои материальные проблемы и ориентируются на помощь со стороны государства.

1.2 Социально-психологические особенности подростков, переживших жестокое обращение в семье

Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности [21, c.91].

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития. У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или в том и в другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела [16, c.59].

Различные заболевания как следствие жестокого обращения. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.