Рефераты. Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Ведь как показывает практика, многие вопросы в период начала обучения возникают не столько от отсутствия соответствующей грамотности ребенка, сколько от несформированности основных умений и навыков, требуемых для эффективной организации учебной деятельности в современной школе.

Заключение

При написании данной курсовой работы перед нами была поставлена цель: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования процесса подготовки дошкольников к обучению в школе посредством усиления роли кружковых занятий по изобразительной деятельности.

Для реализации заданной цели в соответствии с поставленными задачами был проведен анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Затем мы выявили особенности понятий «готовность к обучению» и подобрали необходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме являлось важной составляющей в рамках работы над данной курсовой работой. Основным элементом данной работы являлась разработка и внедрение программы по организации деятельности кружка изо «В мире чудес».

Таким образом, необходимо сказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.

В результате изучения и анализа научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме можно сделать следующие выводы.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Большое влияние на подготовку ребенка к школе оказывает художественно-творческий процесс, в который необходимо планомерно включать маленького дошкольника. Такой подход можно реализовать с помощью организации изокружков в детских садах. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей стать художниками, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в работе с детьми на занятиях изобразительной деятельность делается на мотивационное развитие ребенка, на развитие познавательного интереса, мелкой моторики рук, способности подчинять свою деятельность требованиям взрослых, сосредоточенно работать по образцу. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

В процессе исследования было выявлено, что дети без ошибок научились проводить вертикальные и горизонтальные линии, значительно точнее стали соединять разноудаленные друг от друга точки. Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. Дети стали свободнее и адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации. Заметно лучше дети стали рисовать фигуру человека. Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы: изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи обучения и воспитания, но так как процесс работы в детских садах по данному направлению построен крайне неэффективно, это мешает формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

Проведенное исследование обосновало необходимость специальной, целенаправленной, дифференцированной развивающей работы по формированию изобразитель-ной деятельности детей. Особенностью этой работы является многоэтапность и опора на все доступные ребенку виды творческой деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование показало эффективность взаимосвязанного процесса работы с детьми по всем видам изобразительной деятельности на основе учета особенностей старшего дошкольного возраста в целях более эффективной подготовки их к процессу обучения в школе.

Отсюда следует, целенаправленная организация кружковой изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе.

Список использованных источников

Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С.16-19.

Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22.

Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72.

Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001. 186с.

Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 1994. 262с.

Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13.

Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 57-59.

Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» - М., 2004. 326с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие/ Под науч. ред. Б.С. Волкова - М., 2004. 312с.

Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 77-84.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 2003. 512с.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.- М.: «Академия»,1998.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., 2002. 134с.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб. - СПб.: Детство-пресс, 2000. 572с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. 269с.

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. 316с.

Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 48-52.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1980. 422с.

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 - 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2001. 234с.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. - М., 1998. 213с.

Новоторцева И.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском са-ду. - Ярославль, 1993. 262с.

Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольного образования. // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.12-17.

Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 67-72.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1998. 623с.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1991. 524с.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. - Самара, 2005. 672с.

Рогаткина Т. Пусть одуванчик рисует себя сам. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 62-66.

Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 17-24.

Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С. 23-25.

Теплов Б М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. - М., 1985. 572с.

Урунтаева Г А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М., 1999. 583с.

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие, - СПб.,1999. 318с.

Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. - М., 1996. 376с.

Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. - 1991. №6. С. 103-111.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2002. 581с.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. - СПб, 1999. 277с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценка результатов теста Керна-Йерасека

Балл

Задание 1. Рисунок мужской фигуры

1

Нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова не больше туловища и соединена с ним шеей. На голове есть волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках - кисти с пятью пальцами. Ноги внизу «отогнуты». Фигура имеет мужскую одежду и нарисована как единое целое, а не составлена из отдельных частей. На рисунке видно, что ноги и руки «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. При таком способе рисования, называемом «синтетическим» (контурным), фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги.

Более примитивный «аналитический» способ предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Например, сначала рисуется туловище, а затем к нему крепятся руки и ноги.

2

Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки) можно не считать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3

Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

4

Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией.

5

Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2. Подражание письменным буквам

1

Образец скопирован хорошо и разборчиво. Копия превышает размер образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной (заглавной) букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не белее чем на 30 градусов.

2

Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются

3

Явная разбивка надписи на три части. Разборчиво написаны хотя бы четыре буквы.

4

С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенная копия создает строку.

5

Каракули.

Задание 3. Копирование группы точек

1

Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Копия может быть меньше или превышать его размеры не более чем вдвое. Рисунки расположены параллельно.

2

Количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3

Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Количество точек может быть не соблюдено, но их число допускается не больше 20 и не меньше 7. Возможен любой разворот. Даже на 180 градусов.

4

Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.

5

Каракули.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.