Рефераты. Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего эксперимента с результатами контрольного, можно сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации развивающей программы по изобразительной деятельности в рамках работы кружка, что доказало ее эффективность в повышении уровня подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность и целесообразность участия ребенка дошкольника в кружковой изодеятельности с целью повышения уровня подготовки его к школе.

Резюмируя сказанное, отметим, что цель выбранного изобразительно-творческого обучения - формирование основных учебных умений и навыков, а также повышение у детей уровня подготовленности к обучению в школе - была в ходе формирующего эксперимента достигнута, поставленные ис-следовательские задачи выполнены, выдвинутая гипотеза нашла свое под-тверждение в ходе проведенного эксперимента.

Проведенное опытно-экспериментальное обучение в рамках работы кружка творческому рисованию подтвердило эффективность предлагаемой системы подготовки дошкольников к процессу обучения в школе.

3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфиче-ские особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сен-сорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий для формирования графических навыков у детей включены все виды изобрази-тельной деятельности, в том числе и лепка.

Работа с пластическими материалами для ребенка предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и про-странственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятель-ности в дальнейшем.

Главной задачей этих занятий мы считаем обучение ребенка спосо-бам изготовления различных форм, умению соразмерить количество мате-риала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для од-ного и того же изделия. Для создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполне-ния, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия. Это раз-личные вмятины, сделанные пальцем или стеком, это изделия в виде мо-заики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых спиралью и т. д. Кро-ме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.

Аппликация является одним из любимых видов изобразительной дея-тельности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми.

Мы предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания фор-мы, для ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.

Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо компози-цию или пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены по-стройки деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких - расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе».

Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним.

Практический опыт работы с детьми и результаты констати-рующего эксперимента подтверждает, что наиболее трудным для них яв-ляется изображение человека.

Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не пе-редает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорцио-нальных отношений частей тела; при изображении лица части его смеща-ются с положенных мест.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей.

В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной деятельности руководители кружка должны активно включать в игры и занятия кукол. Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива, которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно приче-санными, чисто умытыми, всегда находиться на положенных местах. В иг-ровых уголках они сидят на стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответст-вующее живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание, застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к правильному восприятию строения человеческого тела, соответст-вующему использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для запоминания этих операций, так и для запоминания схе-мы и пропорций человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения самообслуживания детей.

Куклы могут быть не только объемными, они могут быть и плоскими, из плотных видов ткани, а их части крепиться к туловищу пуговицами. Эта дидактическая игрушка весьма полезна, так как ребенок сам «соединяет фигуру» человека, тем самым запоминая ее строение - схему. Популярная игра среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, на-рисованной и вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ори-ентируются на ее конкретные особенности. Безусловно, что для детей выполнить такую куклу трудно, но им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.

«Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого нужно предложить детям нарисовать образец человека из различных геометрических частей («человек» из прямоугольников разной величины, из прямоугольников и квадратов, из треугольников, кругов и т. д.). Челове-ка надо слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его фигуры.

Мы предложили начать рисовать человека с изображения его розовой краской на 1/2 листа. Изображение должно быть схематичным, лицо на пер-вом занятии не прорисовывается. На следующем занятии, когда краска хо-рошо высохнет, человеку следует нарисовать лицо, волосы и «одеть» его, т. е. нарисовать поверх розовой краски какую-либо одежду.

Мы показывали детям образцы рисования человека, помогали размес-тить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, сле-дует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напо-миная о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на обра-зец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индиви-дуальными.

По окончании работы рисунки нужно вывесить на стенде - это будет веселое и красивое зрелище. С этими «человечками» еще долго можно продолжать играть на занятиях по изобразительной деятельности.

В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, не сможет самостоятельно нарисовать «человека», сле-дует применить рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом случае, полезно, так как изображение человека по трафарету за-ставляет ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь нарисуем шею, теперь - туловище, вот руки, вот но-ги. Рисование должно быть медленным. Взрослый тесно прижимает руку ребенка с карандашом к кон-туру трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь самостоятельного рисования ребенка. Полученное изображение, не снимая трафарета, нужно заштриховать розовым или каким-либо нейтральным цветом, чтобы контуры фигуры вы-глядели отчетливее. На последующих занятиях человека нужно «одеть». Для запоминания пропорций человеческой фигуры и правильного соеди-нения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации. Оде-жда выполняется в соответствии с контурами частей его тела.

Как было сказано выше, изображение лица человека также требует дли-тельного обучения. Для запоминания правильного месторасположения частей лица довольно эффективно использовать подвижную мозаику или фланелеграф. На готовом овале лица по нарисованному контуру выклады-ваются части лица. Ребенок проверяет правильность своих действий по об-разцу. Затем полезно проводить занятия, на которых дорисовываются не-достающие части лица и ребенок должен сам определить их место. И в этом случае полезно выполнить «лицо» в технике аппликации.

Рисование человека полезно со многих точек зрения. Оно формирует у ребенка понятие о схеме собственного тела, активно расширяет кругозор ребенка, так как «его человек» используется в различных сюжетах, он «переходит» из одного занятия в другое, попадая в различные жизненные и бытовые си-туации.

Неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник как рисование ладошкой, пальцами, обрывании бумаги, а в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии. Нетрадиционных техник изодеятельности великое множество. Познакомившись с этими техниками мы выбрали для кружковой деятельности наиболее интересные и доступные. В качестве примера приведем подробный конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов, проводимых в рамках кружковой работы (Приложение 17).

В результате написания данной главы, хотелось бы отметить, что занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, к правильной организации своей деятельности, умению подчинять свои действия требованиям, развивать координацию движений и мелкую моторику рук. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и усидчивость, что является важным составляющим при организации учебной деятельности в школе. Тем и будет обусловлен процесс адаптации ребенка к школе, его успешности и радости познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.