Потом педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.
Занятие 2. « Юные мультипликаторы»
Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.
Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок).
Ход занятия: педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название - получился диафильм.
Занятие 3 «Лесная азбука»
Цель: закрепить технику рисования пальцами, «тычками» кистями разной величины; учить подбирать размер к.исти в зависимости от изображаемого.
Предварительная работа: наблюдение на участке за тем, кто какие следы оставляет на снегу, рассматривание иллюстраций со следами животных, игра «Следопыт», на закрепление знаний о животных, их образе жизни и оставляемых отпечатках.
Ход занятия: педагог предлагает вспомнить утренние наблюдения и нарисовать картинку так, чтобы на ней не было ни одного животного, но чтобы другие поняли, кто живет в этом лесу. Обращает внимание на то, как можно нарисовать, пальчиками, разными кисточками, отпечатки лапок лесных зверей и птиц. После рисования дети могут придумать истории о том, кто, когда и как оставил следы.
Занятие 4. «Снег - снежок»
Цель: закрепить умение наносить краску пальцами, набрызгом, тычками кисточки, тонкими линиями; познакомить с техникой «манкографии» и «рисографии»; учить выбирать технику рисования в зависимости от снега.
Предварительное наблюдение за падающим снегом, различными его формами.
Ход занятия: педагог предлагает нарисовать снег, но ведь бывает разный, педагог предлагает рисовать следующим образом:
Пальцами, тычками кисти - хлопья снега
Набрызгом - мелкую изморось
Тонкими линиями - снежинки
Манкой, рисом - снежный покров.
Занятие 5. «Облака»
Цель: закрепление умения делать аппликацию ватой; познакомить с техникой обрыва.
Предварительное наблюдение за облаками.
Ход занятия: педагог загадывает загадки об облаках, показывает рисунки детей с заснеженной землей и спрашивает, чего не хватает. Предлагает доделать небо с облаками, но не нарисовать, а сделать аппликацию. Обращает внимание на внешний вид облаков (размытые, пушистые, бывают прозрачные) и спрашивает из чего можно было бы сделать тучи (из ваты), еще показывает, что можно приклеить маленькие обрывочки белых салфеток на нарисованный контур облака.
Занятие 6. « Белогривые лошадки»
Цель: развитие ассоциативного, образного мышления; освоение техники акварельной монотипии.
Предварительная работа: наблюдение за облаками, сугробами - назвать на что они похожи; рассматривание разных цветовых пятен, непонятных расплывчатых фигур - на что похожи они.
Ход занятия: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. По окончании работы, дети обсуждают получившиеся рисунки, придумывают название и могут сочинить историю о нарисованном.
Занятие 7. «Краски радуги»
Цель: закрепить последовательность расположения цветов в спектре; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», рассматривание иллюстраций с изображением радуги, заучивание фразы для запоминания расположения цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Ход занятия: Почтальон приносит письмо от человечков Разноцветной страны, которые рассказывают о том, что все волшебные краски Радуги украл злой Кощей Бесцветный, и они просят помочь им вернуть Разноцветную Радугу, для чего дети должны ее нарисовать.
Занятие 8. «Разноцветная страна» (продолжение предыдущего).
Цель: познакомить с техникой «граттаж»; используя «процарапывание», научить детей создавать выразительный образ природы; выявить степень владения линией как средством выразительности.
Предварительная работа: вощение и закрашивание детских рисунков педагогом.
Ход занятия: педагог предлагает детям отправить готовые рисунки разноцветным человечкам, но дети обнаруживают вместо нарисованной радуги темные листы. Педагог спрашивает у детей, куда и почему могла исчезнуть радуга. В беседе затрагивают тему экологического загрязнения воздуха и как этого избежать. Педагог предлагает попробовать расколдовать радужный рисунок, процарапывая изображение. Дети «воссоздают» картины Разноцветной страны, ее природу, жителей и др. По рисункам дети сочиняют историю «путешествие в Разноцветную страну».
Занятия творческого этапа
Занятие 1. «Волшебный лес»
Цель: развитие воображения; закрепить умение располагать предметы по верхнему и нижнему краю широкой полосы («земли») для передачи удаленности предметов, закрепление умений работать с различными материалами и выбирать в зависимости от изображаемого.
Ход занятия: ребенку дается лист со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. Педагог предлагает детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него волшебную историю.
Занятие 2. « Чудесные превращения»
Цель: развитие воображения.
Ход занятия: в группу приходит волшебник и показывает детям чудо - машину, в которую можно положить несколько предметов, а получить совершенно другие вещи (например, положить тарелки, варежку, кошку). Все перемешать, спросить у детей, что же получилось? (прием агглютинации). Волшебник рассказывает, как он получил Пегаса, Кентавра и др. разрешает детям воспользоваться его чудо-машиной - что-нибудь положить и что-то получить. Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. После выполнения задания, другие дети пробуют отгадать, что было положено в машину и что получилось. Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит.
Занятие 3. «Морозный узор»
Цель: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография».
Предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах.
Ход занятия: педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз - крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец - манкой, разные рисунки - лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна. По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.
Занятие 4. «Самое веселое на свете»
Цель: развитие фантазии.
Ход занятия: педагог спрашивает у детей, что самое веселое на свете. А потом предлагает нарисовать это. Просит после рассказать, что нарисовал каждый и вместе обсуждают рисунок.
Занятие 5. «Цветочная фантазия»
Цель: расширение представлений детей, формирование эстетического вкуса, чувства композиции.
Ход: воспитатель приносит в группу разные цветы, листья, сухие веточки и несколько ваз. Рассказывает о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. Дети поясняют свой выбор, воспитатель объясняет свой подход. Затем дети объединяются в 3-4 группы и должны составить свой букет из всего разнообразия представленных цветов, подобрав соответствующую вазу и объяснив свой выбор. Педагог говорит, что для того, чтобы красиво составить букет, сначала нужно договорится, подумать вместе, что они будут делать, а только потом приступать к работе.
После практического коллективного задания воспитатель просит нарисовать разные букеты в разных вазах, и предлагает детям подумать, кому бы он подарил каждый из букетов.
Занятие 6. «Подарок маме»
Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.
Ход занятия: педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Результаты контрольного эксперимента Тест Керна-Йерасека (экспериментальная группа)
№
Ф.И.О. ребенка
Задание
1
2
3
Общее кол-во баллов
Уровень
Василюк Л.Н.
7
С
Данилович А.В.
9
Завадская Р.Д.
6
В
4
Красова Н.В.
5
Лимончук С.Ф.
Лебедева Р.Л.
Миронович И.А.
8
Наумчик Г.В.
Овсяник М.И.
10
Обод А.Д.
11
Поддубная Д. Н.
12
Полховская Т.Н.
Н
13
Рамульт С. С.
14
Салькаева Т.Р.
15
Середич С.О.
16
Селюк М. А.
17
Тимощук Н.Т.
18
Федорович А.Н.
19
Хомич Л.Б.
20
Якимчук Л.М.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13