Не Мишка косолапый,
Не по лесу идет,
Не шишки собирает,
В корзинку не кладет.
Не шишка отскочила,
Не прямо Мишке в лоб,
Не Мишка рассердился
И ногой - не топ!
Или так: "Не жили у бабуси два невеселых гуся…"
Вариант 6. "Объединение"
Ребенку предлагают назвать не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположных качества, а затем их исходное количество увеличивается.
Например:
Что может быть одновременно холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, бокал с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); большим и маленьким, высоким и низким; горячие батареи, но холоднее солнца. Пары противопоставленных свойств (большой - маленький, быстрый - медленный) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности.
Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование. Дело в том, что объединение противоположно заданных функций и свойств в одном предмете является ни чем иным, как проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие (антонимическая пара).
Противоречие- основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Научить ребенка разрешать противоречие - значит помочь ему стать творческой личностью, приучить его не пасовать перед трудностями, обогатить его жизненный и познавательный опыт. Суть противоречий состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.
Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную ценность. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития - ведь они всё любят делать наоборот.
2.5. Система упражнений для работы с антонимами.
Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражнения, направленные на работу с антонимами. Только проведение систематической работы позволит обеспечить правильность и глубину усвоения знаний. Нас интересуют упражнения, которые можно включить в уроки русского языка обучающего периода (на примере 2 класса).
М.Р.Львов (15, с.46-48) предлагает следующую систему упражнений с антонимами.
1. Группировка антонимов по парам.
Детям предлагается список слов, которые могут образовывать антонимические пары.
Задание: выписать пары слов с противоположным значением.
Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.
Разновидностью данного упражнения может быть упражнение на составление предложений с антонимами.
2.Замена антонимов в предложении.
Данные предложения:
1) Пустой колос легок, он стоит прямо.
2) Наступила холодная снежная зима.
3) Зимой рано смеркается.
4) Заяц быстро бегает.
5) Весной птицы летят с юга на север.
Перестроенные предложения:
1) Полный колос тяжел, он к земле клонится.
2) Наступило жаркое цветущее лето.
3) Зимой поздно рассветает.
4) Черепаха медленно ходит.
5) Осенью птицы летят с севера на юг.
Замена антонимов в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимичсские пары. В этом состоит развивающая цель упражнения.
2. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
Начала предложений:
а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…
б) Наступила весна, все ожило: и огромные дубы, и высокие сосны, и кустарники, и …
в) Впереди старые, сильные лебеди, …
г) Умный себя винит, …
д) Солнце восходит в Калининграде, …
Дополнения:
а) тепло и спокойно
б) крохотные кустики брусники
в) сзади летели те, которые были моложе и слабее.
г) глупый - своего товарища.
д) а на Дальнем Востоке оно уже заходит.
Каждый ученик может дать собственное продолжение начатого предложения, внести творческие дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.
3. Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.
Учащиеся начальных классов с самых первых шагов обучения встречаются с многозначностью слова. Например, на с.78 "Букваря" дано 4 значения слова "земля": Земля - планета, земля - суша (антоним - вода), земля почва, родная земля - Родина (антоним - чужбина).
Подбор различных антонимов к разным значениям многозначного слова не только расширяет представление школьника о таком явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.
Многозначность слов обнаруживается и в словосочетаниях. Учащиеся должны подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями.
С легким рюкзаком - с тяжелым рюкзаком.
Легкую задачу - трудную задачу.
По легкому морозу - по сильному морозу.
В старом саду - в молодом саду.
На старую квартиру - на новую квартиру.
О свежем хлебе - о черством хлебе.
В свежей рубашке - в грязной рубашке.
Глухим голосом - звонким голосом.
В глухом переулке - в шумном переулке.
Данной упражнение рассчитано на учеников 2-3 классов, но отдельные задания подобного типа применяются в конце 1 класса.
4. Подбор синонимических групп антонимов.
Часто говорящий или пишущий использует рядом 2-3- синонима и достигает таким образом большей выразительности речи.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную…
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(А.Прокофьев).
Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Дети с интересом составляют подобные противопоставленные ряды:
Солнце яркое, жгучее; луна … (бледная, холодная).
В лесу тихо, спокойно; в лесу … (шумно, тревожно).
Как и в других словарных упражнениях, в данном случае желательная активизация подобранных антонимических групп, т.е. составление предложений с ними.
Степные реки текут медленно, спокойно, а горные реки быстрые, бурные, шумные. До дождя листья были пыльными, увядшими, будто устали. Дождик прошел - они стали блестящими, веселыми, зашелестели на ветру.
Кроме типов упражнений, перечисленных выше, можно предложить учителю включить дополнительные задания к упражнениям, языковой материал которых позволяет это сделать1.
1) 2 кл. (1-4) Т.Г.Рамзаева, упр.184, стр.55
Задание: Спиши, вставляя слово больше или меньше.
Образец: Воробей меньше голубя.
Лисица … зайца. Лошадь … слона. Сом … окуня. Гусь … утки.
* Что можно сказать о словах "больше - меньше"? Какие они? Приведите свои примеры слов с противоположным значением.
3) 2 кл., упр.234, с.70
Задание: Отгадай, о какой птице говорится в тексте. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их правописание.
Ж…вет в л…су птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Сидит на ств…ле да клювом постукивает. Это - д…е. .
* Найдите в тексте слова с противоположным значением. Подчеркните их.
4) 2 кл. упр.291, с.87
Задание: Прочитай. С чем сравниваются в тексте снегири? Почему? Выпиши слова, которые обозначают предметы.
Даже в большие холода в лесу прыгают суетливые чечётки. На рябине качаются, похожие на румяные яблочки. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепким клювом.
* Что означает слово "холод"? Подберите к нему слово с противоположным значением. Приведите свои примеры таких слов.
______________________
1 Дополнительные задания будут обозначаться *
5) 2 кл., упр. 497, стр. 155
Задание: прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши.
Птица сильна крылами, а человек делами. Легче друга потерять, чем найти. Можно жить без брата, но не без друга. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.
* Как вы понимаете значение слова друг? Что значит друг для вас? В русском языке есть слово с противоположным значением. Назовите его (враг).
Также на уроках можно использовать следующие упражнения, направленные на усвоение понятия "антоним".
1. Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам.
I. Высокий - широкий; звонкий - глухой; облачный - безоблачный; добрый - умный; положительный - хороший; большой - маленький.
II. Глубоко - мелко; выразительно - невыразительно; близко - далеко; назад - влево; тихо - шумно; твердо - мягко; широко - глубоко.
2. Подберите по два антонима к данным словам (однокоренные, разнокоренные).
Удачный, сильный, честный, активный, смелый, красивый, хороший, опасный.
3. Напиши данные фразы, используя антонимы.
Когда м вошли в зал, вечер уже начался. Антон рассказал мне грустную историю из своей жизни. Экскурсовод кончил рассказывать о Москве. Саша, закрой, пожалуйста, окно, очень холодно! В прошлом году мой младший брат окончил школу.
4. Подберите к данным словам антонимы. Укажите, с какими словами они могут сочетаться.
Жара, горечь, веселый, дорогой, правый, давать, молодость, радоваться, книзу, легка.
5. От данных слов образовать слова с противоположным значением с тем же корнем. Подумать, что при этом изменилось.
Благородно, славный, симпатичный, всесильный, революция.
Там, где возможно, подобрать к этим же словам слова с противоположным значением, но с другими корнями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12