Задание №3. Выделить слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н.Найденова)
Деятельность учащихся
Результаты
Правильно выполнили задание
61% (17 чел)
Нашли 2 пары антонимов
28% (8 чел)
Нашли 1 пару антонимов
7% (2 чел)
Не справились с заданием
45 (1 чел)
Наши данные свидетельствуют о том, что дети достаточно хорошо усвоили содержание материала о словах с противоположными значениями. Прежде всего, в этом заслуга самого учителя, т.к. она включала в процесс обучения русскому языку и чтению задания на нахождение, подбор слов с противоположными значениями. В классе есть несколько учеников, которые тяжело усваивают учебный материал. Поэтому, чаще всего, именно они входили в число не справившихся с тем или иным заданием.
В процессе дальнейшего обучения с учениками продолжалась работа по обогащению речи детей словами с противоположными значениями. Для этого на уроках русского языка использовалась игра "Все наоборот". В ее основе лежит прием инверсии, который всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе предмету, объекту или явлению приписывается противоположная функция.
Эта игра, во всем разнообразии ее вариантов, является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка любого возраста.
Вариант 1. "Антонимы"
Детям называется любое слово, а они говорят совершенно противоположное.
Мокрый - сухой, умный - глупый, ходить - … .
Привлечь детей к игре можно с помощью стихов.
"Слова"
Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот"
Скажу я слово
Высока
А ты ответишь:
Низко
Далеко,
А ты ответишь
… (близко)
Потолок,
…. (пол)
Потерял
И скажешь ты:
… (нашел)
Скажу тебе я слово
Трус
Ответишь ты:
Храбрец
Теперь - Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец)!
Замечательным материалом для организации игры в "Антонимы" служат загадки, пословицы, поговорки:
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).
Ученье свет, а неученье - … (тьма)
Знай больше, а говори - … (меньше)
Не бойся врага умного, а бойся друга … (глупого).
Задания и правила постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство.
Например:
Карандаш (оставляет след) - резинка;
Ножницы (разъединяют) - клей;
Стена (не пропускает свет) - окно;
Гулливер (большой) - Мальчик-с-пальчик;
Вода (мочит) - ветер (сушит);
Буратино (веселый) - Пьеро (грустный);
Баба-Яга (злая) - Василиса (добрая);
Шумная толпа - тихая музыка;
Мягкая вата - твердый кирпич.
Интересным будет предложить детям не только подобрать антоним, он и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга…
Дождь наоборот
- Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли?
- От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом?
- А как укрыться от дождя наоборот?
- А может, это твердый дождь?
Вариант 2. "Антонимы - синонимы"
Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним.
Исходное слово "беда".
- Радость (это антоним к слову "беда")
- Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному)
- Счастье (антоним предыдущему слову и синоним для слова "радость")
- Печаль (антоним предыдущего, синоним первого и третьего слова)
- Удача (антоним предыдущего и синоним второго и четвертого слова) и т.д.
(Не забывайте, что первое слово - "беда")
Вариант 3. "Небоскреб".
Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект - лес, детский сад, семья, магазин, а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое - монолит. Вычисление и дифференциация составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерностей связей и зависимостей (физических, социальных) способствует формированию у ребят основ естественно-научного мышления.
Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта, придумывают объект, противоположный ему.
В качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения) и предназначение (роль, функция). Тогда "лес наоборот" может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц.
"Совершенно непонятно"
Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно, так,
А не наоборот.
Почему трава растет
Сверху вниз,
А не обратно,
Так, а не наоборот.
Что такое свет и тень.
В общем, есть о чем подумать,
Если думать вам не лень
Р.Сеф.
В последующем дети характеризуют обратные действия различных процессов: снег тает наоборот, ветер дует наоборот, человек растет не вверх, а наоборот (чем хорошо? чем плохо?).
Вариант 4. "Задом наперед".
Для игры подбирают несколько изображений: гриб маленький - гриб большой, бабушка вяжет носки - носки связаны, девочка спит - девочка играет в куклы.
Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ должен быть действительно обратным первому, а не его продолжением).
У ребенка две картинки, на одной из них изображено гнездо с яйцом, на другом - летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: "В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать". Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: "Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать".
Вариант 5. "Отрицание".
Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов. В качестве инверсионного приема используется отрицательная частица "нет" и противопоставляющая приставка "анти", указывающие на обратную принадлежность. Если их добавить к любому слову, то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, превращается в фантастический.
Нож - ненож, антинож.
Если рассмотреть основную функцию ножа - резать, разделять, то ненож или антинож - это нечто такое, что соединяет, то есть выполняет обратную функцию.
- Как пользоваться таким ножом?
- Где и как его можно применить?
Русский язык.
Анти - это значит "против",
Не - решительное "не",
В наших русских оборотах
Применимое вполне.
Нам с приставкой этой можно
Сэкономить массу слов.
Применить ее несложно,
А рецепт давно готов.
Значит так: сказать о друге
Можно просто - антивраг.
Про затишье - антивьюга.
Умный - кто? - Антидурак.
С эти "анти" антипрозу
Может каждый сочинять:
"Летом по антиморозу
Хорошо пойти гулять.
Антирвать в саду цветочки,
Хвастунов антилюбить"
"Анти" сами лезут в строчки,
Их легко антизабыть!
Г.Граубин.
С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будут жить и действовать совершенно иначе. А можно и писать стихи, точнее, видоизменять их, как это сделано, например, в известном каждому стихотворении при Мишку:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12