Рефераты. Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе

___________________________ _____________________________

ГРЯЗНУЛЯ ЧИСТЮЛЯ

Если бьет дрянной драчун

слабого мальчишку,

Я такого не хочу

даже вставить в книжку

Этот вот кричит: -Не трожь

тех, кто меньше ростом! -

Этот мальчик так хорошо,

загляденье просто!

__________________________ ___________________________

ДРАЧУН, ЗАБИЯКА ЗАЩИТНИК СЛАБЫХ

От вороны карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо

Этот хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

в жизни пригодится.

__________________________ __________________________

ТРУС ХРАБРЕЦ

В результате на доске заполняется следующая таблица:

Хорошо

ясный день

чистюля

защитник

храбрец

Плохо

пасмурный день

грязнуля

забияка

трус

- Какие качества человека поэт считает хорошими, полезными? (аккуратность, храбрость, трудолюбие).

- Подберите к каждому из названных вами слов слово с противоположным значением.

4) "Сказка о Мальчише-Кибальчише" А.Гайдар, "Родное слово" (3 кл., 2 ч.)

- Что же, - говорит он Мальчишу, - я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе, Мальчиш, придется…

- Подберите к слову "спокойно" слово, противоположное по смыслу (неспокойно, беспокойно).

- А какое слово в этом значении употребил автор? (круто)

- Попробуйте подставить вместо слова "круто" одно из названных вами слов. Как изменится предложение? (оно станет не таким красивым и выразительным).

- Посмотрите внимательно на противопоставляемые слова "круто" - "неспокойно". Они могут употребляться в любых текстах или характерны только для этой сказки?

- Сделаем вывод: слова "спокойно" и "круто" могут противопоставляться лишь в определенном тексте.

5) После изучения сказок "Сивка-Бурка" и "Летучий корабль", 4 кл. ч.1 "Родное слово".

- Что общего в этих двух сказках? (в обеих сказках есть три брата: двое старших - умные, а младший - Иванушка-дурачок).

- Какими же качествами обладают братья на самом деле? (старшие - глупые, ленивые, злые, жадные, а Иван - добрый, веселый, трудолюбивый).

- Докажите это чтением соответствующих отрывков из обеих сказок.

2.7. Контрольный эксперимент.

После введения понятия "антонимы", систематической работы со словами с противоположными значениями на уроках русского языка и чтения необходима контрольная проверка полученных знаний. Для этого мы провели 16 октября 2002 года контрольную работу. На уроке русского языка присутствовал 21 ученик. Для каждого были приготовлены индивидуальные задания. Контрольная работа состояла из двух заданий.

Примеры задания №1.

1. Подбери антонимы к разным значениям выделенных слов:

В старом саду - …

На старую квартиру - …

В мягком климате - …

На мягком диване - …

2. Закончи начатые предложения с помощью слов - антонимов.

Петя поднимается в гору, а Коля…

У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли…

Петя большой, а Коля …

У Пети темные волосы, а у Коли …

3. С помощью слов-антонимов охарактеризуйте названных ниже животных - героев сказок и басен. Подчеркни антонимы.

Волк - лиса (по хитрости), лев - заяц ( по храбрости), муха - слон (по величине), ягненок - волк (по силе), лисица - ворона (по уму).

4. Подбери к выделенным словам антонимы. Запиши их после текста.

Был теплый летний дождь. Дул легкий ветерок. С поля доносился запах цветов. Вдруг большая туча затянула небо. Неужели будет гроза? Блеснула молния, ударил гром. Полил сильный дождь. Но скоро небо прояснилось. Как хорошо после дождя!.

5. Подбери и запиши несколько пословиц, в которых есть слова антонимы. Подчеркни их.

Под номером 2 значилось задание следующего вида: напиши небольшое сочинение на тему (у каждого ученика своя тема сочинения), используя слова - антонимы.

Примерные темы сочинений:

1. "Лес осенью".

2. "Я вырос".

3. "Как изменилась природа с приходом зимы".

4. "Весенние изменения в природе".

5. "Я стал второклассником".

6. "Мое любимое животное".

После проверки мы выявили результаты.

Результаты задания №1.

Деятельность учащихся

Результаты

Получили оценку "5"

85% (18 чел)

Получили оценку "4"

15% (3 чел)

Не справились с заданием

0%

Результаты задания №2.

Деятельность учащихся

Результаты

Использовали 1 пару антонимов

28,5% (6 чел)

Использовали 2 пары антонимов

14% (3 чел)

Использовали 3 пары антонимов

19% (4 чел)

Использовали 4 пары антонимов

19% (4 чел)

Более 4-х пар антонимов

14% (3 чел)

Не справились с заданием

4,7% (1 чел)

Сопоставив данные, полученные после трех проведенных экспериментов, можно говорить о том, что большая часть учеников 2 "А" класса знают о словах с противоположными значениями, умеют с ними работать. Но тревожным остается тот факт, что все-таки детям сложно подбирать слова - антонимы, особенно это относится к детям с трудностями в обучении. Поэтому на уроках русского языка и чтения необходимо как можно больше работать над развитием речи учащихся.

2.8. Работа со словарями антонимов в младших классах.

В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся со словами, близкими по значению - синонимами и противоположными по значению - антонимами (термины не вводятся). Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений. Но если с синонимами учащиеся не только знакомятся, но и учатся употреблять их на уроках чтения, правописания, то работа над антонимами занимает весьма скромное место. Это нельзя признать правильным, т.к. "связь лексических единиц (слов), объединяемых отношениями сходства и противоположности, свидетельствуют о взаимном проникновении синонимии и антонимии" и, следовательно, "овладение синонимическими ресурсами русского языка оказывается практически невозможным без антонимов" (Новиков Л.А. Антонимия и словарь антонимов. Вступ. ст. - В кн.: Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978, с.7).

Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова (М., 1978) и "Школьный словарь антонимов русского языка" (М., 1980) того же автора.

В этих словарях можно найти не только антонимические пары слов, например:

новый - старый

легкий - трудный

гордиться - стыдиться

холодно - тепло

день - ночь

не только словосочетания:

одержать победу - потерпеть поражение

справедливый человек - несправедливый человек,

но и очень богатый иллюстративный материал, цитаты из произведений русской художественной литературы.

Таким образом, материалы словарей можно использовать при составлении различных типов упражнений с антонимами и эффективно применять их на уроках русского языка в начальных классах. В целях развития речи младших школьников очень важно способствовать тому, чтобы дети запоминали как можно большее число антонимов. Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количественного увеличения антонимами может представлять собой следующие пути:

1. При ознакомлении школьников с новыми словами не ограничивается одним только толкованием их лексических значений, там, где это возможно подкреплять лексический анализ подбором антонимов;

2. При подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре.

Увеличение объема антонимов в речи учащихся само по себе предполагает и качественное совершенствование речи школьников. Однако для развития речи огромное значение имеют и способы организации, и подача известных учащимся антонимов. Так, наблюдение за рядами слов, обозначающих противоположные качества в разной степени их проявления, а затем и составление подобных рядов помогают детям наглядно увидеть, как выражаются и закрепляются в слове самые различные взаимопереходы противоположных явлений, что, безусловно, способствует развитию их речи:

а) очень хорошие - просто хорошие - неплохие - плохие - очень плохие.

б) геройство - доблесть - отвага - храбрость - смелость - робость - трусость.

в) веселый - невеселый - грустный - печальный - угрюмый - мрачный

г) прекрасно - красиво - хорошо, нехорошо - некрасиво, дурно - уродливо - безобразно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.