хмурый - ясный
ненастная - спокойная
В целом, результаты выглядят следующим образом:
Деятельность учащихся
Результат
Быстро установили обратную связь между текстами
93% (28 чел)
Подобрали несколько антонимов к одному слову
40% (12 чел.)
Не смогли установить связи между текстами
6,6% (2 чел.)
2.4. Обучающий (формирующий) эксперимент.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что ученики уже знают, что к слову можно подобрать слово, противоположное по значению. Поэтому перед нами теперь стоит задача ввести понятие "слова с противоположными значениями - антонимы". Мы должны учить детей видеть такие слова в тексте, правильно употреблять их в речи. Но главное - объяснить ученикам, что означает понятие "противоположные по значению".
Для этого мы разработали урок в занимательной форме Урок проводился 30 сентября 2002 года, на уроке присутствовало 28 учеников. Одному ученику - Богдановичу Михаилу - заранее поручена роль дежурного, а другому - Киселеву Сергею - роль ученика.
Урок в занимательной форме (2 класс)
Тема урока: Введение понятия "антоним".
Цели урока: 1. познакомить детей со словами, противоположными по значению, - антонимами.
2. учить подбирать слова с противоположным значением, находить их в речи.
Ход урока.
Учительница: - Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине.
Ученик: - Я дежурный. На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют. Отсутствующих нет, есть только присутствующие.
Учительница: - Ребята, ответ дежурного получился многословными смешным, потому что он не сумел правильно употребить в речи слова противоположного значения:
отсутствовать - присутствовать
отсутствующие - присутствующие
Ведь это же ясно, что если никто не отсутствует, то все присутствуют! Именно о таких словах мы сегодня будем говорить. Тема нашего урока "Слова с противоположным значением, или антонимы".
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, антонимы могут характеризовать состояние (молодость - старость, труд - лень, здоровый - больной), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод, восход - закат), пространство время (близко - далеко, правый - левый, зимой - летом).
Не все слова русского языка имеют пару противоположного значения. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова. Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность (светлый - темный, короткий - длинный). Само слово "антоним", наверно, напоминает вам другие термины, с которыми мы уже знакомы. Кто скажет об этом?
Ученик: - Слово "антоним" похоже на слова "омоним", "синоним". У них одинакова вторая часть.
Учительница: - Вторая часть у этих терминов -онима- по-гречески означает "имя". А если к этому добавить "анти", то и получится "антоним".
Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова?
Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?
А есть слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
1. Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг.
2. Как столкнулся -
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет.
- Слова с противоположным значением (враг - друг, толстый - тонкий) называются антонимами.
- Подберите антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, узкий, добрый, радоваться, приходить.
- Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.
- А теперь выпишите из рассказа Л.Толстого "Лебеди" 2 предложения, в которых есть антонимы.
- Вот видите, как антонимы помогают нам представить эту картину: теплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути.
- Послушайте рассказ и попытайтесь его закончить.
"Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно плелся я домой после уроков. Мам всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…"
- Чтобы продолжить этот рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (ученики зачитывают свои рассказы).
Учительница: - Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. Вот, например, как об этом сказано в одном стихотворении.
Жила плохая девочка.
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки!
Она была плохая.
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохой.
Учительница: - а можете ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
Вьется синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
-Мелка!
-Глубока! - я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне - по шею.
Кто же прав? Оказывается, оба правы, по-своему. Послушайте еще одно стихотворение и найдите в нем слова с противоположным значением.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А мышонок -
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка - далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котенку все равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы? -
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок!
Учительница: - Как говорили о яблоке Конь, Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?
- Почему каждый из них говорил по-своему?
- Можно ли подбирать антоним к слову "яблоко"? Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу.
(Подводится итог урока).
Домашнее задание - игра "Угадайка!"
(нудно подобрать антонимы).
1) Ручейку говорила река:
- Ты узок, а я …
Ты мелок, а я …
Об одном позабыла река -
Что начиналась она с …
2) …пенек опрокидывает … воз
(маленький - большой)
Даже самое … дерево выросло из … семени.
(большое - малое)
… дело лучше … безделья
(плохое - хорошее).
Урок прошел занимательно, в полном смысле этого слова. Дети принимали активное участие в подборе противоположных слов. Для учеников это был урок-игра. Но не все учение смогли правильно подобрать к слову антоним. Наиболее частными ошибками были:
1. Подбирали антонимы разных частей речи
горе - радоваться
низкий - выше
утро - ночевать
2. Не ко всем словам подбирали антонимы. Не смогли подобрать антонимы к словам: жара, далеко, сладкий.
3. Вместо антонимов называли синонимы:
радоваться - веселиться
добрый - хороший
Каждому уроку - объяснению нового материала следует урок закрепления. На следующем уроке мы проверили полученные детьми знания с помощью следующих заданий. На уроке присутствовали 28 учеников.
Задание №1. Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
Мелкий пруд - … пруд.
Мелкий дождь - … дождь.
Свежий хлеб - … хлеб.
Свежий огурец - … огурец.
Свободный стул - … стул.
Свободная обувь - … обувь.
Сладкое яблоко - … яблоко.
Сладкое лекарство - … лекарство.
Полученные результаты выглядят так:
Результаты
Все слова подобраны верно
60% (17 чел)
Допущена одна ошибка
17% (5 чел)
Допущены две ошибки
4% (1 чел)
Допущено более 2-х ошибок
10% (3 чел)
Не справились с заданием
7% (2 чел)
Задание №2. Приведите примеры пословиц, в которых есть слова с противоположными значениями.
Назвали 5 пословиц
14% (4 чел)
Назвали 4 пословицы
Назвали 3 пословицы
Назвали 2 пословицы
21% (6 чел)
Назвали 1 пословицу
29% (8 чел)
0%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12