Рефераты. Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе

хмурый - ясный

ненастная - спокойная

В целом, результаты выглядят следующим образом:

Деятельность учащихся

Результат

Быстро установили обратную связь между текстами

93% (28 чел)

Подобрали несколько антонимов к одному слову

40% (12 чел.)

Не смогли установить связи между текстами

6,6% (2 чел.)

2.4. Обучающий (формирующий) эксперимент.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что ученики уже знают, что к слову можно подобрать слово, противоположное по значению. Поэтому перед нами теперь стоит задача ввести понятие "слова с противоположными значениями - антонимы". Мы должны учить детей видеть такие слова в тексте, правильно употреблять их в речи. Но главное - объяснить ученикам, что означает понятие "противоположные по значению".

Для этого мы разработали урок в занимательной форме Урок проводился 30 сентября 2002 года, на уроке присутствовало 28 учеников. Одному ученику - Богдановичу Михаилу - заранее поручена роль дежурного, а другому - Киселеву Сергею - роль ученика.

Урок в занимательной форме (2 класс)

Тема урока: Введение понятия "антоним".

Цели урока: 1. познакомить детей со словами, противоположными по значению, - антонимами.

2. учить подбирать слова с противоположным значением, находить их в речи.

Ход урока.

Учительница: - Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине.

Ученик: - Я дежурный. На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют. Отсутствующих нет, есть только присутствующие.

Учительница: - Ребята, ответ дежурного получился многословными смешным, потому что он не сумел правильно употребить в речи слова противоположного значения:

отсутствовать - присутствовать

отсутствующие - присутствующие

Ведь это же ясно, что если никто не отсутствует, то все присутствуют! Именно о таких словах мы сегодня будем говорить. Тема нашего урока "Слова с противоположным значением, или антонимы".

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, антонимы могут характеризовать состояние (молодость - старость, труд - лень, здоровый - больной), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод, восход - закат), пространство время (близко - далеко, правый - левый, зимой - летом).

Не все слова русского языка имеют пару противоположного значения. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова. Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность (светлый - темный, короткий - длинный). Само слово "антоним", наверно, напоминает вам другие термины, с которыми мы уже знакомы. Кто скажет об этом?

Ученик: - Слово "антоним" похоже на слова "омоним", "синоним". У них одинакова вторая часть.

Учительница: - Вторая часть у этих терминов -онима- по-гречески означает "имя". А если к этому добавить "анти", то и получится "антоним".

Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова?

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?

А есть слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

1. Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

А деревьям друг.

2. Как столкнулся -

Стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет.

- Слова с противоположным значением (враг - друг, толстый - тонкий) называются антонимами.

- Подберите антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, узкий, добрый, радоваться, приходить.

- Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.

- А теперь выпишите из рассказа Л.Толстого "Лебеди" 2 предложения, в которых есть антонимы.

- Вот видите, как антонимы помогают нам представить эту картину: теплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути.

- Послушайте рассказ и попытайтесь его закончить.

"Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно плелся я домой после уроков. Мам всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…"

- Чтобы продолжить этот рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (ученики зачитывают свои рассказы).

Учительница: - Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. Вот, например, как об этом сказано в одном стихотворении.

Жила плохая девочка.

Она была хорошая,

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

- Ну да!

Вот это выдумки!

- Ха-ха!

Вот это выдумки!

Не может быть хорошая,

Когда она плохая!

- И ничего не выдумки!

Она была плохая.

Она была хорошая,

Когда была послушная,

Когда она не слушалась,

Она была плохой.

Учительница: - а можете ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

-Мелка!

-Глубока! - я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне - по шею.

Кто же прав? Оказывается, оба правы, по-своему. Послушайте еще одно стихотворение и найдите в нем слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое - зачем оно?

- Что вы? -

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок!

Учительница: - Как говорили о яблоке Конь, Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?

- Почему каждый из них говорил по-своему?

- Можно ли подбирать антоним к слову "яблоко"? Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу.

(Подводится итог урока).

Домашнее задание - игра "Угадайка!"

(нудно подобрать антонимы).

1) Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я …

Ты мелок, а я …

Об одном позабыла река -

Что начиналась она с …

2) …пенек опрокидывает … воз

(маленький - большой)

Даже самое … дерево выросло из … семени.

(большое - малое)

… дело лучше … безделья

(плохое - хорошее).

Урок прошел занимательно, в полном смысле этого слова. Дети принимали активное участие в подборе противоположных слов. Для учеников это был урок-игра. Но не все учение смогли правильно подобрать к слову антоним. Наиболее частными ошибками были:

1. Подбирали антонимы разных частей речи

горе - радоваться

низкий - выше

утро - ночевать

2. Не ко всем словам подбирали антонимы. Не смогли подобрать антонимы к словам: жара, далеко, сладкий.

3. Вместо антонимов называли синонимы:

радоваться - веселиться

добрый - хороший

Каждому уроку - объяснению нового материала следует урок закрепления. На следующем уроке мы проверили полученные детьми знания с помощью следующих заданий. На уроке присутствовали 28 учеников.

Задание №1. Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:

Мелкий пруд - … пруд.

Мелкий дождь - … дождь.

Свежий хлеб - … хлеб.

Свежий огурец - … огурец.

Свободный стул - … стул.

Свободная обувь - … обувь.

Сладкое яблоко - … яблоко.

Сладкое лекарство - … лекарство.

Полученные результаты выглядят так:

Деятельность учащихся

Результаты

Все слова подобраны верно

60% (17 чел)

Допущена одна ошибка

17% (5 чел)

Допущены две ошибки

4% (1 чел)

Допущено более 2-х ошибок

10% (3 чел)

Не справились с заданием

7% (2 чел)

Задание №2. Приведите примеры пословиц, в которых есть слова с противоположными значениями.

Деятельность учащихся

Результаты

Назвали 5 пословиц

14% (4 чел)

Назвали 4 пословицы

17% (5 чел)

Назвали 3 пословицы

17% (5 чел)

Назвали 2 пословицы

21% (6 чел)

Назвали 1 пословицу

29% (8 чел)

Не справились с заданием

0%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.