Тема: "Глагол"
2 класс (1-3), упр.457, стр.178
Задание: Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите.
Образец: говорил - молчал.
Хвалил - …, работал - …, спешил - …, любил - …, строил - …, начал - …, вставал - …, дала- …, темнеет - … .
Слова для справок: ломал, кончил, бронил, медлил, ненавидел, бездельничал, взяла, светлеет, садился.
Подавляющее большинство упражнений однотипны - это подбор антонимов к данным словам. Этот тип упражнений варьирует благодаря различным дополнительным заданиям.
Например:
3 класс (1-3), упр. 25, стр.12
Задание: Подберите к данным словам противоположные по значению слова. Разберите их по составу.
Образец: маленький - большой.
Маленький, молодой, грустный, темный, близкий, короткий.
3 класс (1-3), упр.367, стр. 159.
Задание: I. Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите их во 2 лице ед.ч.
Образец: ругать- хвалить, хвалишь.
Ругать, разрушать, кончать, поднимать, молчать, обвинять, волновать, встречать, падать.
Слова для справок: хвалить, бросать, начинать, кричать, провожать, строить, вставать, успокаивать, защищать.
II. Замените в глаголах приставку так, чтобы глаголы имели противоположное значение и отвечали на вопрос что сделать?
Образец: приехать - уехать.
Приехать, прилететь, пригнать, прибежать, запереть, влезть, открыть.
В учебнике для 2 класса (1-4) Т.Г.Рамзаевой наблюдение сменяется полноценной работой над словами - антонимами. Дети знакомятся со словами, противоположными по смыслу во время изучения темы "Слова, которые обозначают признаки предметов". Дети выполняют следующие упражнения, например:
1) с.114, упр.367.
Задание: Сравни два предмета по одному признаку. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова.
По величине: Орел (какой?) большой, а воробей маленький.
По цвету: уголь (какой?) черный, а мел… .
По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар… .
Дополнительное задание: В каждом предложении подчеркни слова, обозначающие признаки предметов. Это противоположные по смыслу слова. Приведи примеры подобных слов.
2) с.114, упр. 368.
Задание: Составь предложения, используя слова:
теплый; холодный; трусливый; храбрый.
Понятие "антоним" не вводится, ученики говорят - слова с противоположным значением или слова, противоположные по смыслу.
На этом же уроке изучается правило:
Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу:
Летом день длинный, а ночь короткая.
Несмотря на это преимущество, в учебнике Т.Г.Рамзаевой также малое количество упражнений для работы с антонимами: 2 класс - 3 упражнения, 3 класс - 15 упражнений, 4 класс - 5 упражнений. Учебник Т.Г.Рамзаевой выигрывает тем, что значительно варьируются задания к упражнениям, т.е. реже встречаются упражнения, направленные на подбор антонимов к словам. В основном, учебник содержит упражнения по работе с антонимами, входящие в состав словосочетаний и предложений, например:
3 класс (1-4), упр.106, стр.43
Задание: Подбери к выделенным словам противоположные по смыслу слова. Запиши словосочетания.
Пасмурный день - … день, холодный ветер - … ветер, простая задача - … задача, легкая сумка - … сумка, идти медленно - идти … .
Составь предложение с одним из словосочетаний.
3 класс (1-4), упр. 481, стр.180.
Задание: Подбери прилагательные, противоположные по смыслу.
Напиши.
Ранняя весна - … весна, высокое дерево - … дерево, веселая песня - … песня, глубокий пруд - … пруд, солнечный день - … день.
Часто встречаются упражнения, в которых нужно сравнить предметы по какому-либо признаку.
3 класс (1-4), упр.478, стр.180.
Задание: Сравни перец и мед по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету, камень и пушинку по весу, орла и воробья по величине, зайца и тигра по смелости.
Упр.477 на с.179 направлено на сравнение двух текстов.
Задание: Сравни два текста.
Перед дождем.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.
После дождя.
Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома.
Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Выпиши имена прилагательные, противоположные по смыслу, вместе с именами существительными.
В теме "Глагол" можно встретить упражнения на подбор сразу двух антонимов, например:
3 класс (1-4), упр.607, стр.229.
Задание: Сравни по смыслу глаголы каждой строчки.
Радоваться, ликовать, торжествовать.
Радоваться, печалиться, грустить.
Какие из глаголов близки по смыслу, какие - противоположны?
В этой теме удачно включены упражнения, противоположность слов которых зависит от приставки.
3 класс (1-4), упр.635, стр.241.
Задание: Сравни глаголы по смыслу и по составу.
Открыть - закрыть, налить - вылить, приехать - уехать, входить - выходить, приклеить - отклеить, зацвести - отцвести.
Какая часть слова делает глаголы противоположными по смыслу? Спиши глаголы, выдели приставки.
Противоположные значения слов раскрываются с помощью пословиц.
3 класс (1-4), упр.556, стр.208.
Задание: Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Подчеркни глаголы, противоположные по смыслу.
Умей не только брать, но и отдавать.
Хорошие люди умирают, а дела их живут.
Легче друга потерять, чем найти.
Таким образом, проанализировав учебники русского языка по традиционной программе М.Л.Закожурниковой (1-3) и Т.Г.Рамзаевой (1-4), мы еще раз удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания. Этот пробел учитель может восполнить, если будет регулярно включать упражнения, направленные на работу с антонимами, а также обращать внимание детей на противоположности явлений, предметов, людей, окружающих их в повседневной жизни.
2.3. Экспериментальная работа. Констатирующий эксперимент.
В течение двух лет я проходила педагогическую практику в средней школе №36 г. Пензы у учителя Турутовой Валентины Андреевны. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, как уже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать на вопросы, а также самостоятельно их задавать.
В ходе педагогической практики велось наблюдение за тем, как ученики умеют составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Основная задача, стоящая перед нами на данном этапе, заключалась в том, чтобы определить, что дети знают о словах с противоположным смыслом, умеют ли их видеть в текстах литературных произведений. Конечно, учителем велась работа по внедрению в речь учащихся слов с обратным значением. Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе с пословицами и поговорками. В эксперименте принимали участие ученики 2 "А" класса (1-3) - 30 человек. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного в 1 классе.
Фрагмент урока русского языка.
Тема урока: Путешествие в город слов.
I. "Хмурый осенний день".
Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора.
II. "Солнечный осенний день"
Сегодня теплый солнечный день. Стоит прекрасная погода. Дует слабый ветерок. Небо чистое, высокое. Под ногами сухо. Веселая пора.
Прочитайте I текст.
- Как он называется?
- О чем этот текст: Каким описан день?
- Что помогло вам определить, что день хмурый?
- Какая картина предстает перед вами?
- Но не все осенние дни бывают хмурыми и холодными. И вы сейчас в это убедитесь.
(открывается второй текст).
- Прочитайте название. Как вы думаете, о каком дне пойдет речь? Проверим.
- Прочитайте этот текст.
- Итак, какой же день здесь описан?
- А эти тексты связаны между собой или нет?
- Чем похожи они?
- А чем отличаются?
- Благодаря чему хмурый осенний день стал солнечным?
- Обратите внимание на слова, которые говорят нам об этих днях. Что в них особенного? Какие они по значению?
- Выпишите пары слов с противоположными значениями. (Дети пишут).
хмурый - солнечный
холодный - теплый
ненастная погода - прекрасная погода
резкий ветер - слабый ветер
мутное - чистое
высокое - низкое
грязь - сухо
скучная - веселая
В ходе эксперимента установили, что особых затруднений в нахождении разницы между "Хмурым осенним днем" и "Солнечным осенним днем" не возникло. Дети поняли, что тексты противоположны или, как они сказали, обратные. В основном, дети оперировали термином "наоборот" вместо "противоположный по смыслу, значению".
К некоторым словам были подобраны иные, но с обратным значением слова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12