- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?
(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).
Какие поэтические особенности в песне можно выделить?
(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених - человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба-тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по-целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).
Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?
(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)
Домашнее задание.
1.Завершить анализ песни.
2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).
3.Индивидуальное задание - сообщение «Русская историческая песня».
План-конспект изучения теории литературы.
Пролог. Жанры. (9 класс)
Содержание урока
Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.
Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.
Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.
Анализ комедии Мольера «Тартюф».
Два варианта выполнения (по усмотрению учи-теля):
а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;
б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи; приемы и способы создания образов героев, авторское отноше-ние к ним; сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.
5. Просветительский реализм.
Чтение статьи учебника «Просветительский ре-ализм» и ответы на вопросы.
Творческий практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода».
Домашнее задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочи-нение-размышление «Можно ли считать Митрофа-нушку « вечным » образом? ».
План-конспект изучения лирического произведения.
Русская литература XIX века.
«Золотой век» русской литературы.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (9 класс)
1. Слово учителя: «Золотой век» русской литера-туры». «Первый ряд» русских писателей: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Литература и живопись, литература и музы-ка. Традиции русского фольклора, древнерусской, духовной и зарубежной литературы в литературе XIX века.
Пушкин-- «начало всех начал». Поэтическое завещание поэта -- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
«Медленное чтение» стихотворения.
Прокомментируйте (объясните) эпитеты: «неру-котворный» (памятник), «непокорная» (глава), «заветная» (лира), «подлунный» (мир), «добрые» (чувст-ва), «жестокий» (век)...
Выделите главное, несущее идею слово (словосоче-тание) в каждом четверостишии («нерукотворный», «не умру», «Русь великая», «добрые», «веленье Божие»).
Какой смысл вкладывает Пушкин в слова «пад-шие» и «равнодушно»?
4. Сопоставление пушкинского стихотворения с одой Горация, произведением Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина.
Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Ка-питанская дочка» (главы 1--5).
Конспекты методистов.
Литература в школе, № 3, 1995.
Н. Н. КОРОЛЬ, М. А. ХРИСТЕНКО Пророческое слово Андрея Платонова.
Постижение стиля. XI класс
Научить учащихся читать произве-дения А. Платонова -- задача чрез-вычайно сложная. Каждая фраза писателя, каждое слово-«мыслеобраз» отражает изнутри тот насильст-венный революционный процесс преобразования жизни, который на-иболее адекватно и полно выразился в его слоге -- этом удивительном сплаве «прекрасного косноязычия», «неправильной гибкости», «речи обыденной, газетной, лозунговой, плакатной, бюрократического канцелярита, агитационного штампа, той неорганизованной словесной сти-хии, которая ворвалась в язык вместе с ломкой прежних общественных отношений».
В XI классе, чтобы подобрать ключи к постижению «Котлована» или «Чевенгура», мы предлагаем взять для работы рассказ «Усомнив-шийся Макар», текст менее объемный, но содержащий в себе все особенности неповтори-мого платоновского стиля.
Стержневым моментом при первоначальном домашнем чтении учащимися рассказа стало задание -- проследить движение сюжета, осно-ванное на раскрытии смысла метафорической антитезы «умная голова -- пустые руки» (Лев Чумовой, «молочный начальник», «ученый пи-сец», «профсоюзный начальник», «научный че-ловек», рябой Петр и Макар) и «порожняя голова -- умные руки» (Макар, а в финале -- «прочие трудящиеся массы»). Несложным, но чрезвычайно эффектным поисковым моментом в работе с текстом представляется задание -- обратить внимание на количество повторяю-щихся с различными оттенками слов «голова -- руки» и сопутствующих им эпитетов. Это позво-лило учащимся на собственном опыте убедиться в насыщенности текста этими доминантными словами. Они отметили также их всевозрастаю-щую сатирическую выразительность от легкого юмора, колкой иронии до сарказма кульминаци-онного эпизода фантастического сна Макара и поистине страшного пророческого финала, в котором «умные руки» Макара и «пустая голова» Льва Чумового и «думающего за всех работаю-щих пролетариев» рябого Петра объединились в борьбе «за ленинское и общебедняцкое дело» и засели в учреждении рядом, чтобы «думать для государства», отчего трудящиеся перестали ходить в учреждение и «стали думать за себя на квартирах».
Так, уже на уровне сюжета школьники осмыс-лили глубину тревоги писателя, предупреждав-шего современников об опасности деления людей на думающих за всех и работающих, об угрозе утверждения государственной системы, где личность не будет ничего значить, где во имя «целостных масштабов» будут принесены в жертву «миллионы живых жизней».
Следующий этап -- работа над стилем. На наш вопрос: «Какой фольклорный жанр по манере повествования напоминает рассказ?» -- учащиеся без труда ответили: сказку. Аргументов достаточно: это и герой, ищущий правду и напоминающий сказочного Ивана-дурака, и по-стоянные многочисленные повторы, проигрыва-ния одной и той же ситуации, и лексика (трамвайная хозяйка, уличное помойное ведро, городской овраг, ущелья дома и пр.), и интона-ционный строй фразы («Досидел Макар на кирпичах до вечера и проследил поочередно, как солнце угасло, как огни зажглись, как воробьи исчезли с навоза на покой»).
Затем переходим к сопоставительному анали-зу рассказа «Усомнившийся Макар» и повести «Котлован». Начнем с задания: сравнить главных героев -- Макара Ганушкина и Вощева. В результате работы с текстом учащиеся приходят к выводу, что оба героя выделяются «среди прочих трудящихся масс» тем, что это люди думающие, сомневающиеся, мучительно ищу-щие ответы на вопросы, которые в 30-е годы обсуждать и подвергать сомнению не полага-лось. Цитируем текст (эти примеры можно продолжить, текст перенасыщен подобными рассуждениями автора и героев): Лев Чумовой говорит Макару: «Ты не человек, ты -- едино-личник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!» («Усомнившийся Макар»). «Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства,-- сказали в завкоме». «В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего роста темпа труда» («Котлован»).
«Макар лег на государственную койку и затих от сомнения, что всю жизнь занимался непролетарским делом»... Свое страдание и сомнение Макар обращает к научному человеку. «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» («Усомнившийся Макар»).
«-- О чем ты думал, товарищ Вощев?
О плане жизни.
Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты бы мог проработать в клубе или красном уголке» («Котлован»).
Сравнивая содержание этих произведений, учащиеся отмечают их несомненное единство: это и один из ведущих мотивов дороги, и рассказ о большом строительстве «общепролетарского дома» и закладке здания (разрастаю-щийся до гигантских размеров котлован), и жуткие картины раскулачивания и всеобщей коллективизации деревни и пр.
Если в рассказе читатель останавливается перед фантастической картиной новых планов, зреющих в голове думающего за всех трудящих-ся вождя, в мертвых глазах которого «отража-лись миллионы живых жизней», то в «Котлова-не» рассказывается о недельном пребывании героев в деревне, где они осуществляют эти планы.
Читаем отрывки из «Котлована», повествую-щие о происходящих в колхозе имени Генераль-ной Линии событиях, где пролетарии (Вощев, Чиклин, Козлов и другие) и активист «обще-ственных работ по выполнению государствен-ных постановлений и любых кампаний», накап-ливая «энтузиазм несокрушимого действия», мо-билизуют колхоз «на похоронное шествие, чтобы все почувствовали торжественность смерти во время развивающегося светлого момента обоб-ществления имущества», на сколачивание бревен в один блок с целью «точного исполнения мероприятия по сплошной коллективизации и ликвидации посредством сплава на плоту кулака как класса».
В результате этой деятельности -- мертвая деревня, в пустых домах которой гуляет ветер, а в кузнице трудится медведь и рычит песню, «девушки же и подростки жили как чужие в деревне, словно томились любовью к чему-то дальнему».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5