Преданность своему делу, поэзии, была характерной чертой поэта. Блок чёрного камня венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое суще-ство, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное соз-дание, не утратившее и в последний миг своего «дивного величия».
Геометрическая фигура символизирует его жизнь, очерченную траге-дией.
2. Каким он был в жизни? Сообщение ученика.
Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого.
На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворе-ний - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисцип-лины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда.
Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста.
Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь -- инфарктом.
Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской гу-бернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сы-ну.
Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой -- образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенно-го человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце».
Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творче-ства - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
3. Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.)
Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с бога-тым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоц-кий в воспоминаниях современников.
Учащиеся читают воспоминания современников.
В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражав-шая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой от-ветственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.
Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он де-лал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.
Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Луч-шие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадол-го до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в бы-ту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы».
П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоро-вый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студен-та, работающего над дипломом».
- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта?
4. Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ.
III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого.
1. «Не позволяй душе лениться!»
а) Выразительное чтение стихотворения учителем.
б) Беседа по вопросам.
- Прочтите первое четверостишие. В них намечена тема стихотворения. О чём оно?
(Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле).
- Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете?
(Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.)
- Как вы понимаете метафору: «труд души»?
(Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.)
- С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль?
(Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика)
2. «Птичий двор».
а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
б) Беседа:
-Какое настроение -- весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения?
-Докажите, что произведение юмористическое.
-Над какими человеческим качествами иронизирует поэт?
-Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения.
Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись?
(Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она при-даёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и под-чёркивает его шутливый характер).
3. Работа над стихотворением «Журавли».
а) Выразительное чтение учителем.
- Стихотворение «Журавли» заключает в себе прямой и переносный смысл. В чём вы видите прямой смысл стихотворения?
Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жиз-ни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случи-лось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как.
- Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях?
Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.
План-конспект изучения драматического произведения.
Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс)
Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева.
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ со-держания глав.
Теория: мемуары, жанр, сюжет.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания.
Ход урока.
На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка».
I. Проверка домашнего задания.
5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки.
П. Слово учителя.
В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).
«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении сущест-вуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, се-мейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимо-отношений героев с изображением исторических событий. Все изображен-ные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.
III. Беседа с учащимися.
На какие циклы можно разделить повесть?
(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII -картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.)
- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.
- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?
- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5