Рефераты. Методика преподавания литературы Борзякова

Преданность своему делу, поэзии, была характерной чертой поэта. Блок чёрного камня венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое суще-ство, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное соз-дание, не утратившее и в последний миг своего «дивного величия».

Геометрическая фигура символизирует его жизнь, очерченную траге-дией.

2. Каким он был в жизни? Сообщение ученика.

Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого.

На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворе-ний - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисцип-лины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда.

Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста.

Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь -- инфарктом.

Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской гу-бернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сы-ну.

Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой -- образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенно-го человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце».

Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творче-ства - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

3. Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.)

Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с бога-тым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоц-кий в воспоминаниях современников.

Учащиеся читают воспоминания современников.

В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражав-шая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой от-ветственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.

Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он де-лал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.

Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Луч-шие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадол-го до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в бы-ту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы».

П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоро-вый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студен-та, работающего над дипломом».

- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта?

4. Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ.

III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого.

1. «Не позволяй душе лениться!»

а) Выразительное чтение стихотворения учителем.

б) Беседа по вопросам.

- Прочтите первое четверостишие. В них намечена тема стихотворения. О чём оно?

(Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле).

- Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете?

(Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.)

- Как вы понимаете метафору: «труд души»?

(Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.)

- С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль?

(Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика)

2. «Птичий двор».

а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

б) Беседа:

-Какое настроение -- весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения?

-Докажите, что произведение юмористическое.

-Над какими человеческим качествами иронизирует поэт?

-Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения.

Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись?

СкаЧет, свищет и бормоЧет

Многоликий птиЧий хор,

То могуЧий грянет коЧет,

То индеек взвизгнет хор.

Или: ПереПонки красных лапок

Ставят утки на Песок.

Или: ЖдУт, безУмные, покУда

РаСпроСтятся С головой.

(Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она при-даёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и под-чёркивает его шутливый характер).

3. Работа над стихотворением «Журавли».

а) Выразительное чтение учителем.

б) Беседа по вопросам.

- Стихотворение «Журавли» заключает в себе прямой и переносный смысл. В чём вы видите прямой смысл стихотворения?

Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жиз-ни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случи-лось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как.

- Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях?

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.

План-конспект изучения драматического произведения.

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс)

Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ со-держания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания.

Ход урока.

На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка».

I. Проверка домашнего задания.

5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки.

П. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении сущест-вуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, се-мейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимо-отношений героев с изображением исторических событий. Все изображен-ные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

III. Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII -картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.)

- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.