Рефераты. Методика преподавания литературы Борзякова

- Итак, что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презре-ние к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, кото-рое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су-дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть-ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута-ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

- А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони-ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург-скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере-венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не-предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за-машки, но вместе с тем прямоту и честность).

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогаще-ние его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпи-зоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта о веселой, безза-ветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуть-ся в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родитель-ского дома).

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пья-ницу.

- А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким по-клоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу доброде-тель. Век не забуду ваших милостей»).

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий
ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, дру-гая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гри-нева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и ува-жение к человеку, к достоинству. А человеку холодно...И если мы безраз-лично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

-Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

-А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, навер-ное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)

Домашнее задание.

1.Прочитать главы III - V.

2.Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания.

3.Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством» Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ)

4.Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).

План-конспект изучения эпоса.

Русская старина. Народные песни. (8 класс)

Цель: народные песни как жанр фольклора, дать понятие об обрядо-вых и необрядовых песнях.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, само-стоятельная работа учащихся, сообщения.

Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ - символ, импровизация.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы

быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины нам рассказывают многие художественные произве-дения, памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее.

Мы с вами в 5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былина-ми, загадками, пословицами, поговорками.

II. Работа по учебнику
В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк).
-О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой?
-Как вы думаете, какова цель написания этого очерка?

-Докажите, что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль, отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство собственного достоинства).

III. Роль народной песни в русском фольклоре.

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабки-ной (на усмотрение учителя).

- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

(Они жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, на-строение народа).

IV. Сообщение учащегося о народных песнях.

Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы:

-В чем покоряющая душу сила народной песни?

-Что является предметом изображения в народных песнях?

-На какие группы делятся народные песни?

-Почему народные песни используются в литературе и других
видах искусства. Приведите примеры.

Слово учителя.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

V. Сообщения учащихся
1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899) (Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, воз-можно, впервые задумались о красоте, глубине содержания, чистоте народ-ных песен. Из глубине веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях).
2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим...», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

-Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?

-Почему им захотелось сложить песню?

-О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

-Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?

-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар-варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильствен-ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест-ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

- Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус-ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня - произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка-кой - либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

- Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «ро-ли», создававшиеся народом веками.

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

- На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

- Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната-шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко-нечно, теперь мне и «милешенек»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.