Рефераты. Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов

Горизонтальные членения (швы) в мужских рубахах в области грудного пояса появились в 80 - 90-х гг. XX в„ а в области плечевого - несколько позднее, в 20 - 30-х гг. XX в., т.е. синхронно распространению их в женском костюме.

Рубахи на кокетке. Появление в мужской праздничной одежде рубах с подрезанным по груди, на 10 - 12 см с каждой стороны, станом было связано с использованием широких покупных материалов (рис. 37).

Рис. 37. Мужская рубаха из кумача

Надрезы присобирались по бокам в мелкие складки, по которым нередко выполнялась вышивка. Такие рубахи имели "бочкообразный" силуэт как и старинные холщевые, отличие от которых, однако, заключалось в том, что как указывалось, присобирались не боковые полотна, а подрезанные в этом же стане. В отделке рассматриваемые рубахи имели много общего с туникообразными. Бытование рубах с неполностью отрезной кокеткой у старожилов ряда мест южных районов Алтая облегчило восприятие ими позднейших рубах на кокетке (с перелинкой). Это дало основание условно считать их переходным типом.

Рубахи с перелинкой распространились под городским влиянием. Бытование в недавнем прошлом таких рубах в качестве праздничной одежды хорошо прослеживается у старожильческого населения Центрального, Юго-Восточного и Южного Алтая (рис. 38).

Рис. 38. Мужская кашемировая рубаха

Естественно, что распространение покупных тканей, появление новых покроев одежды повлекли за собой и изменения в характере и местах расположения украшений: стали популярными горизонтальные вышивки по груди вдоль швов кокеток (рис. 38). Использовались и аппликации из разноцветных тканей (бархата, сатина). Наряду с указанными изменениями, в описываемых рубахах сохранились характерные особенности локальных вариантов туникообразной одежды. В оухтарминских рубахах на кокетке встречаются такие, ранее указывавшиеся, традиционные детали, как квадратная вышивка у ворота, горизонтальный вырез горловины с правым разрезом. Примером "долгожительства" традиционного кроя является и сохранение кулевидных рукавов в "поляцких" рубахах на кокетке.

Рубахи с плечевыми швами. Несмотря на то, что вырезанные в области плечевого пояса рубахи носили еще с традиционными видами одежды (общерусскими кошеными штанами и т.д.), их покрой был заимствован из города. Как и в женской одежде, среди мужских рубах выделялись такие переходные типы, в которых ткань на плечах, не разрезаясь, собиралась в швы-вытачки. Для мужских рубах с плечевыми швами (со швами-вытачками) были характерны вырезные проймы, окаты рукавов, горловина. Воротник-стойка, планка18 разреза ворота украшались вышивками по орнаменту, цветовым сочетанием подобным таковым в туникообразных рубахах. В первой четверти XX в. рассматриваемые рубахи были известны на Алтае повсеместно, но наиболее широко распространились в северных районах. Современные рубахи пожилых мужчин во многих своих чертах напоминают традиционную одежду. Консервации старых форм способствуют женщины, которые шьют своим мужьям косоворотки, перешивая на такой манер фабричные рубашки.

2.3.2 Набедренная одежда

К одежде для нижней части тела, так называемой набедренной, или поясной, у русских крестьян-старожилов Алтайского округа относились различные штаны, известные под названиями штаны, порты, гачи, ч/а/ембары, шаровары.

В этнографической литературе уже высказывалось мнение об отсутствии более или менее стройной типологии штанов, для характеристики которых еще используются такие относительные признаки как "узкие", "широкие" и т.д. По указанной причине автор при разработке типологии счел нужным руководствоваться не подобными характеристиками, а, как и в других видах одежды, покроем (конструкциями штанин, способами соединения между собой) [30].

Штаны со штанинами из прямых и кошеных полотен.

1. Штаны из трех, продольно сшитых полотен, среднее из которых разрезается по диагонали; прямые и раскошенные полотна соединяются последовательно прямыми и поперечными срезами (рис. 39, а, б).

2. Штаны изготавливаются из трех полотен, одно из которых разрезается на 2 - 4 клина; клинья при этом соединяются поперечными сторонами и в готовом виде располагаются продольно (рис. 39, в).

Штаны со штанинами из кошеных полотен, которые получаются разрезанием по диагонали двух, предварительно сметанных, полотен; каждая

штанина состоит из двух частей, причем задние надставляются малыми клиньями, получаемыми при раскрое основных полотен (рис. 39, г).

Штаны с прямыми штанинами, сшитыми из одного или нескольких полотен.

1. Штаны, в которых штанины изготавливаются из прямых полотен, соединяемых перегнутым поперечно полотном прямоугольной формы; за счет полотна-вставки образуется "широкий шаг" (рис. 39, д).

2. Штаны с прямыми штанинами, соединенными прямоугольными ("широкий шаг") и расширяющей вставками (рис. 39, е).

3. Штаны с прямыми штанинами из холста, кожи, замши и т.д., сшитыми без каких-либо соединительных вставок (рис. 39, ж).

Рис. 39. Схемы раскладок кроя мужских штанов

Рассмотрим последовательно каждый из выявленных нами типов и вариантов.

Штаны из прямых и кошеных полотен в изучаемое время были распространены в Верхнем Приобье повсеместно под названиями штаны, реже порты, подштанники. Белые холщевые штаны такого покроя входили в погребальный и рабочий комплекс одежды старожильческого населения (ч/а/ембары, далее в одной редакции) (рис. 40, а, б), а сшитые из пестряди использовались как повседневные и праздничные.

Рис. 40. Контурные чертежи мужских штанов: а - из белого холста; б - из белого холста (виды спереди и сзади)

В последнем случае их носили под рубахами на бедрах, заправляя низки в сапоги или обутки. У старожильческого населения северных районов установлен факт бытования белых льняных штанов указанной конструкции с кумачовыми или другого материала вставками - мотней, или втокалш между штанин. Вследствие того, что в конце XIX - начале XX вв. российскими были завезены на Алтай неорнаментированные, из однотонных тканей, порты, описанные пестротканые и из белого льна штаны стали выполнять функцию нательного белья. В некоторых отдаленных районах края самотканые, "с полосой" или "с клеткой", штаны продолжали носить еще и в 20 - 30-е гг. XX в. По сообщению наших информаторов, не носили портов только мальчики до 7 -10 лет, а также кое-где старики, которые ходили дома в одних рубахах. Штаны указанного покроя названы Г.С. Масловой общерусскими и рассматриваются ею как старинная одежда [16, с.68]. Как будет показано ниже, наши исследования подтверждают этот вывод.

Конструкция таких штанов нессиметрична раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. При детальном изучении мужских портов у разных групп населения Алтая были выявлены следующие этапы их изготовления: во-первых, сшивали три полосы холщевых или пестрядинных полотен, в результате чего получалась "распашная юбка" из трех точек, соединение осуществлялось швом встык; во-вторых, разрезали среднее полотно по диагонали, полученные косины пришивали поперечными срезами к целым полотнам швом рубчик; в-третьих, прямые полотна перегибались вдоль по нитям основы, соединяясь с косинами швом рубчик; наконец, в-четвертых, верхний край штанов подгибали или обшивали поперечной полоской ткани, куда продергивался гашник, с правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом; сбоку, для прорехи, шов оставляли незашитым, окантовывая его также кумачом. Как видно из вышеизложенного, вся конструкция здесь решалась одним лишь косым разрезом полотна, за счет которого и осуществлялся переход от "распашной юбки" к рассматриваемым штанам. Для одежды российских переселенцев конца XIX -начала XX вв. был также характерен такой покрой портов, которые, однако, отличались от старожильческих меньшими размерами среднего полотна.

Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурными вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обуви (рис. 41).

Рис. 41. Мужские штаны из черного плиса

Помимо этого, карманы (прорезного типа), прореху спереди окантовывали полосками кумача. В случае, если один из карманов был непрорезным, то его имитировали кантами и вышивкой.

Штаны со штанинами из кошеных полотен отмечены у "поляков" Южного Алтая как повседневная, рабочая одежда. При раскрое этих штанов разрезали, примерно по диагонали, два уложенных одно на другое полотна, которые предварительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде небольших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и пришивался пояс. Этот тип покроя, таким образом, отличался от вышерассмотренных, так как штанины выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области [7,с.46]

Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составляли прямые, перегнутые по долевой нити, штанины, которые соединялись друг с другом непосредственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали. К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых полотен грубого холста, два из которых шли на штанины, а третье - на мотню, втоки. При этом штанины перегибались по нити основы, а мотня - на утку. Сшитые из трех прямых полотен, указанные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляного гашника. Штанины описанного покроя являлись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инородческой управы. Появление чембар у русских старожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахского населения, у которых такие штаны бытовали издавна. Подобного покроя штаны были известны и семейским Забайкалья.

В чембарах, где прямые штанины соединялись друг с другом через прямоугольную вставку и расширяющую деталь, последнюю вырезали из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Верхний край штанов укладывался в четырех местах в складки и обшивался поясом. Застегивались чембары на деревянную или металлическую пуговицу (рис. 42).

Рис. 42. Холщевые чембары

Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя бытовали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Алтая. Как название, так и покрой свидетельствуют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества [24,с. 122]

В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых прямые штанины соединялись друг с другом непосредственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправильной формы. По верхнему краю штаны закладывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерсти (рис. 43).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.