Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение материала.
Вводная часть:
В XVI - XVII веках древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Ее прокрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Мужчины и женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы тела, с длинными, иногда доходящими до пола рукавами. Было принято одновременно надевать несколько одежд сразу - одну на другую. Верхнюю, распашную, накидывали на плечи, не вдевая рукава.
Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.
Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.
В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” - выбеленное полотно.
Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.
В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в “пожнивную” рубаху.
Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.
Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.
На территории России на протяжении веков сформировались два основных типа национального костюма: южнорусский и северорусский.
В южнорусский костюм входили: рубаха, юбка-понева, пояс, передник, нагрудная одежда типа укороченной рубахи с рукавами или без рукавов, украшения и дополнения, кичкообразный сложносоставный головной убор “сорока”, обувь.
Девичья одежда состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду - поневу и тщательно закрывала голову сложным головным убором - сорокой.
Понева (распашная юбка) состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой домотканины темных насыщенных цветов (черный, темно-синий). Она могла быть или распашной, или глухой.
Наиболее древние - распашные поневы Орловской и Курской губерний. Они были короткие (чуть ниже колен), иногда их носили “кульком”, подтыкая передние полы за пояс. Интересна так называемая “добрая”, т.е. нарядная понева Тульской губернии. Она богато орнаментировалась розетками из лент, вышивкой, позументом (лента или тесьма с металлическим узором), блестками.
Праздничные поневы молодых женщин украшали вышивками, прошивами, аппликациями, металлическим кружевом, бисером, также бусами или бубенцами, служившими, по представлениям крестьянок, оберегом от несчастья и злых духов.
Наиболее нарядной, яркой частью южнорусского костюма были передники (“занавески, запоны”). Они служили как бы завершением всего костюма и постоянно были, в отличие от других предметов, полностью на виду. Их покрой был разнообразен: они могли надеваться через голову, могли иметь рукава или узкие проймы.
В целом наряды женщин южнорусских губерний отличались яркостью, многоцветием красок. В их оформлении использовались сочные открытые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий. Это одна из отличительных особенностей костюма этого района.
Своя прелесть: сдержанная красота были в ином, отличном от южного, северном костюме.
Северорусский костюм составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, передник, украшения и дополнения, обувь.
Сарафан (платье без рукавов или высокая юбка на лямках) надевался на рубаху. Сарафаны носили женщины северных и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Урала.
Сарафаны шили как из домотканых материалов - сукна, холста, - украшая их набойкой, вышивкой, так и из покупных тканей - парчи, шелка, бархата.
По крою сарафаны могли быть различными. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани. Косоклинный распашной сарафан имел спереди два полотнища, застегивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы.
Позже в центральных районах России появились круглые, или прямые, сарафаны на лямках, которые шили из нескольких прямых полотнищ ткани.
Рубахи, которые носили с сарафаном, могли быть как целые, так и составные. Украшались в них в основном одни рукава, ведь остальные ее части были не видны.
Рубаха могла состоять из двух частей, которые в разных губерниях назывались по-своему. Так, верхнюю часть называли “рукава”, “воротушка”, “грудка” и делали из тонкой ткани, а нижнюю - “подставку”, “стан” - из домотканины.
В северных и центральных губерниях рубахи украшали своеобразной вышивкой, изящным орнаментом, имеющим графический характер.
С сарафаном часто носили передники с завязкой выше груди либо передник с грудкой (нагрудкой) с завязками на талии и шее. Передники украшались вышивкой, которая имела характер оберега.
Обязательной деталью костюма, как женского, так и мужского был пояс. Им подпоясывались женские рубахи и сарафаны, верхняя одежда. Пояс служил не только украшением. Он играл и практическую роль. В подпоясанной одежде было теплее; на поясе женщины крепили сумочки, гребни, ключи и пр. Кроме этого, пояс, по народным поверьям, имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности; распоясать его - означало обесчестить себя.
Более распространенными были плетенные и тканые пояса различной ширины. Пояс чаще завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерстяных нитей. Носили его под грудью (в женских костюмах с передником, сарафаном) или на талии. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда - спереди или сзади.
Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах не только не садились за стол, но даже и не присаживались на лавку - боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой, в котором она могла уже сесть за стол. Детские вещи шили на “вырост” и передавали от старших к младшим. Зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали - берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе - хранили аккуратно сложенными в сундуках или в больших коробах из липы.
Крой определял силуэт одежды и архитектонику крестьянского костюма. Практичность кроя народной одежды проявлялась и в ее “безразмерности” - благодаря значительной объемности форм она подходила людям самой разной комплекции.
Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.п. С точки зрения культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, написанный особым языком. Язык - это, прежде всего, смысловая сфера, и знаки языка есть смысловые знаки, а свой смысл они получают от тех предметов, которые они обозначают.
Цель символической системы костюма - передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.
Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.
Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.
Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.
Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.
Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы - солярные знаки, прямая линия - символ земли, женская фигура - символ плодородия, волнообразная ритмическая линия - символ воды, дерево - знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове - символ счастливого брака.
Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов - основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.
3. Инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.
(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове - символ счастливого брака).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16