Рефераты. Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов

-Какие 3 основных цвета вы знаете? (красный, желтый, зеленый)

-Как получаются все остальные цвета? (при смешивании к + ж = о; ж + с = з) Цвета, полученные при смешивании основных называют дополнительными.

-Назовите их! (работают с цветовым кругом) Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.

-Назовите их! (зеленый - красный; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый)

Дополнять - это значит усиливать друг друга.

Например, красная роза на зеленом поле выглядит ярко, сочно.

-Почему, как вы думаете?

Большое количество дополнительного цвета удачно гармонирует с небольшим количеством основного и наоборот.

Давайте посмотрим, что получится, если мы возьмем красного и зеленого одинаковое количество.

-Вам нравится? (очень резко, смотреть невозможно)

Но есть прием, который поможет поменять цветовое впечатление. (Накладываю сетку) Добавить нейтральный цвет.

-Вы знаете нейтральные цвета? (серый, белый, черный)

Из сказанного можно сделать вывод, что цветовая гармония - это равновесие цветов. Это определение у вас есть в памятках. Еще цвета делятся на «теплые » «холодные».

-Назовите их! В чем их особенности?

Да, теплые выделяются больше, чем холодные. Эту особенность теплого цвета нужно учитывать, чтобы не перегрузить композицию «теплым» цветом.

Можно соединять ткани с различными рисунками, но следите, чтобы лоскутки с мелким рисунком соседствовали с лоскутками с крупным рисунком. Перемежайте такие лоскутки однотонными, если она повторяет одну из красок пестрой.

Составляя свой орнамент, вы на это уделите особое внимание. Ведь от того, какое цветовое сочетание вы выберите, будет зависеть вся ваша композиция.

Композиция наша, как я уже говорила, состоит из шестиугольных мотивов (лепестков). Каждый из вас должен сшить цветок из семи шестиугольников. Потом мы постараемся собрать все цветки в одну композицию и посмотрим, что может получиться. Для работы вам потребуются инструменты. Какие? (Игла, ножницы, наперсток) Давайте повторим технику безопасности при работе с этими инструментами.

Правила техники безопасности

(При работе с режущими и колющими инструментами следует безукоризненно соблюдать правила техники безопасности, поэтому перед работой детей необходимо ознакомить с ними. Кроме общих правил, дети должны знать правила работы с отдельными инструментами, особенно с ножницами и иглой.)

Правила работы с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами!

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперед.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с иглой:

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. Во время работы пользуйся наперстком.

7. До и после работы проверь количество игл.

8. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.

10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Не забывайте правильно организовать свое рабочее место. У вас на партах лежат мотивы разных расцветок. Вы должны выбрать подходящие по цвету и составить цветок, пока не сшивая. Добиться гармоничного сочетания цветов.

-Сколько цветов лучше всего использовать? (2 - 3).

Прежде чем сшивать в каждом мотиве найдите направление долевой нити.

-Как найти направление долевой нити в ткани?

Разложите мотивы так, чтобы направление долевой нити на всех мотивах было одинаково. Только после этого приступим к обработке мотивов.

-Какими нитками будем их сшивать?

3. Практическая работа. Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем (поем) русские задушевные песни. У кого не будет получаться поднимайте руки - я подойду и помогу.

4.Итог урока.

Теперь оценим свои работы. Кто-нибудь из вас будет оценивать вслух. Так как эта работа новая для вас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Потом вы это будете делать самостоятельно.

-Насколько удачно композиционное и цветовое решение твоего узора? А вы ребята каждый самостоятельно ответьте на этот вопрос сами для себя.

-Насколько рационально ты использовала свое время? Хватило ли тебе время? А вам девочки?

-Могла бы ты сшить лучше? А вы? Подумайте.

Давайте назовем причины, которые помешали сшить изделие лучше. Работаем все. (Мало времени; новая работа; забыли стежок «через край»)

Девочки, среди вас есть те, которые активно работали на уроке и заслуживают дополнительную оценку.

А сейчас главная задача составить композицию из ваших работ. Вы будете выходить по одному и закреплять свои работы на стенде, чтобы получился единый узор.

-Нравится вам?

Вот эта работа, которую вы сегодня сделали, может лечь в основу вашего проекта.

Аккуратно положите инструменты в коробки.

Мне было приятно с вами работать на уроке, и я уверена, что каждая из вас сможет выполнить прекрасный проект [19,22, 27].

Конспект занятия на тему «Знакомство с различными видами строчек» (12 неделя)

Вводная часть:

Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п.

В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием, как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.

К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.

Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.

Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной. Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки -- двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками. Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Как и в белой строчке, кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей. Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки -- гладью или набором. Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу. Этот вид вышивки был особенно распространен в Архангельской (г. Каргополь), Рязанской и Орловской губерниях. К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.

Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани -- тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье.

Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.

Свободная гладь -- основной тип мастерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.

Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.

В 19 веке широкое распространение получил тамбур -- шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.

Разновидностью свободной верховой вышивки является золотное шитье -- один из наиболее известных и технически совершенных видов традиционной русской вышивки металлической нитью. Вышивку по плотной ткани (бархату и шелку) золотой и серебряной нитью с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга использовали для изготовления праздничных женских и девичьих головных уборов. Подобная техника, но с использованием драгоценных камней, применялась древнерусскими мастерицами при создании шитых окладов для икон, церковного облачения, предметов церковного обихода -- плащаниц, пелен, а также парадного платья для русской знати. Золотное шитье использовалось в некоторых губерниях России (Олонецкой, Нижегородской, Костромской, Вологодской, и др.) для украшения отдельных элементов праздничного женского костюма -- сарафанов, душегрей, платков и т. п.

Практическая часть:

- Сегодня мы с вами попробуем различные способы вышивки. Посмотрите на рисунке и скажите: чем различаются эти вышивки? (Приложение 1) (Ответы детей) А сейчас давайте возьмем ткань, нитки и иголки и попробуем сделать несколько различных швов.

Итог урока:

Посмотрите на свои работы и работы своих одноклассниц. Скажите, какие вы видите недостатки? достоинства? Сегодня мы попробовали различные виды швов. Теперь вы знаете, что швы бывают разными, и, в зависимости от того, что вы будете шить, необходимо использовать и различные виды швов [12, 15, 19].

Занятие на тему «Значение вышивки в русском костюме. Технологические приемы вышивки» (13 неделя)

Цель:

1. Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа на примере русского костюма.

2. Совершенствовать приемы работы в технике “крест”.

3. Привить любовь к традициям народного искусства.

Оборудование, наглядность: образец народного костюма; плакаты с изображением древней символики и орнамента (Приложение 2); образцы орнаментов и схемы; схемы узоров вышивки; иллюстрации русских народных костюмов; ткань-канва, нитки мулине, иголки, ножницы, бумага в клетку, фломастеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.