Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 -7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы [25].
Первые годы обучения в школе - годы заметного развития интересов. Основной из них - интерес познавательный; это жажда познания окружающего мира, стремление узнавать все больше и больше. Вот некоторые вопросы, которые задают младшие школьники: «Откуда дует ветер?», «Почему самолеты не падают?», «Когда умерли динозавры?», «Может ли солнце погаснуть?»
В связи с развитием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей к математике, музыке, рисованию, литературному творчеству.
В этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Это возраст, когда будущий взрослый человек учится социальным и техническим основам трудовой деятельности.
Основными задачами приобщения учащихся начальных классов к сибирскому костюму являются:
- развитие образного, аналитического, абстрактного, логического, технического и технологического мышлений;
- развитие эстетического вкуса, интеллекта;
- развитие зрительной памяти, монологической речи;
- ознакомление с основными видами народного прикладного искусства, раскрытие их истоков, характерных особенностей и уровня развития на современном этапе;
- раскрытие основных принципов формообразования, цветосочетания, композиции, используемых в народном творчестве;
- вооружение доступными сведениями о происхождении народа и его культуре, трудовых обычаях, традиционных промыслах и занятиях;
- ознакомление учащихся с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, связанное с народным костюмом.
- развитие у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса к прикладному творчеству.
В результате включения в программу трудового обучения материала о народном сибирском костюме младшие школьники должны научиться:
- анализировать различные виды и формы народного костюма и называть их отличительные признаки;
- применять основные приемы формообразования, цветосочетания, композиции, свойственные народному костюму;
- выполнять простейшие технические и технологические операции при изготовлении костюмов;
- выполнять доступные декоративно-прикладные виды работ;
- использовать отдельные элементы декоративно-прикладного искусства при создании собственных работ.
Предлагаемый материал должен использоваться творчески, с применением как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения, соответствующих этническому содержанию учебного материала. Необычными, интересными должны быть и задания для детей: выбрать среди игрушек старинную; подобрать по цвету нитки для заданной строчки; составить из геометрических фигур орнамент; выполнить названный шов; рассказать стихотворение о выбранном для лепки сказочном персонаже или загадать загадку; подумать, как одеть куклу в народный костюм; назвать предметы женской одежды; нарисовать на доске или выбрать карточки с украшающими строчками и т.п.
Важное место на уроке должен занимать образ традиционного костюма, созданных руками народных мастеров предметов крестьянского быта, которые во многих местах сохранились и могут быть продемонстрированы на уроке. Рассматривая конкретную вещь (рисунок, фотография), ученик легче поймет, как тесно связаны образы вещей-типов с мировосприятием народа, его представлениями о добре и красоте.
Перед учителем стоит задача -- формировать интерес к традиционным поделочным материалам, стремление узнать о них больше и одновременно отрабатывать практические умения и навыки.
Для большей продуктивности и результативности уроков наряду с индивидуальной и фронтальной формой работы с первого класса надо включать групповую, бригадную и коллективную. Планируя групповую работу, важно подбирать детей по уровню общей подготовленности и самостоятельности [6].
Во всех классах первой ступенью всех декоративных работ является аппликация, так как именно через нее младшие школьники знакомятся и в дальнейшем закрепляют знание орнаментальных мотивов народного прикладного искусства. Особое внимание учащихся направляется на понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета. Эти знания в дальнейшем находят применение при работе с другими художественными материалами, используемыми на уроках трудового обучения, изготовлении игрушек, в вышивке, чеканке и др.
На знакомстве с изделиями мастеров основаны беседы о прикладном искусстве. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
При эстетическом восприятии образцов декоративно-прикладного искусства учащимся предлагаются следующие вопросы для наблюдения и анализа:
-- Что это за изделие - костюм? Для чего он может быть использован? Почему изделие имеет такую форму? И? какого материала оно сделано?
-- Каким образом украшены различные виды одежды? Какова его особенность? Чем оно похоже на известные вам украшения предметов народного искусства? В чем различия? Из каких элементов состоит узор? Как он связан с формой и материалом изделия?
Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе.
Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут завершается работа по изготовлению изделия. В зависимости от темы урока, сложности задания, уровня подготовленности класса по данному планированию уроков предполагается проводить уроки 1--2-часовые, иногда 3 и 4-часовые.
План занятий рассчитан на 4 месяца. Общее количество занятий - 15.
Таблица 1 Тематическое планирование
месяц
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Сентябрь
1 неделя
Вводное занятие.
1
2 неделя
Знакомство с костюмом. Мужская и женская одежда. Основные понятия и термины.
3 неделя
Знакомство с костюмом русских крестьян Южного Алтая
4 неделя
Ткани и материалы, используемые в народном сибирском костюме
Октябрь
5 неделя
Головные уборы крестьянок Южного Алтая
6 неделя
Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая
7 неделя
Закрепление изученного материала
Ноябрь
8 неделя
Аппликация. Знакомство с правилами подбора фона из ткани
9 неделя
Аппликация. Умение подбирать лоскутки ткани по рисунку и цвету. Правила безопасности при работе с ножницами
10 неделя
Аппликация. Знакомство с разными правилами подбора цветов.
11 неделя
Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению.
Декабрь
12 неделя
Знакомство с различными видами строчек
13 неделя
Значение вышивки в русском народном костюме. Технологические приемы вышивки
14 неделя
Подготовка к выставке
15 неделя
Познавательная деятельность, развитие кругозора. Экскурсии в краеведческий, исторический музеи.
Конспект занятия на тему «Знакомство с костюмом» (2 неделя)
Задачи:
- Конкретизировать представления детей о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях.
- Систематизировать знания детей о трудовых действиях в процессе изготовления костюма.
- Формировать представление об особенностях костюма других народов; учить устанавливать связи между спецификой народного костюма и природными условиями, материалами для изготовления одежды, имеющимися в данной местности.
- Упражнять детей в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса).
- Актуализировать у детей потребность в обыгрывании произведений устного народного творчества (песен, хороводов, игр).
- Стимулировать проявление положительных эмоций, направленных на получение информации о русском народном костюме.
- Способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре, воспитывать уважение к культуре других народов.
- Развивать логическое мышление, воображение, речь детей.
- Способствовать удовлетворению потребности детей в самоутверждении.
- Формировать эстетические чувства в процессе восприятия народного костюма.
Материал: куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток; материалы для изготовления одежды из льна (кудель, нитки, холст); нитки для плетения пояса.
Предварительная работа:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16