Рефераты. Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе

Цели данного элективного курса:

· развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности - зарождении и развитии функций и графиков функций;

· создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах;

· подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения;

· прояснить и закрепить школьный материал, связанный с функциями и их графиками;

· научить применять теоретические знания о функциях при решении практических задач;

· перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому.

Содержание элективного курса должно отвечать следующим требованиям:

· поддерживать изучение базового курса;

· развивать культуру мышления учащихся, умение систематизировать, обобщать, делать выводы;

· прививать умения и навыки практического применения знаний.

Основными мотивами изучения учащимися данного элективного курса являются:

· познавательные и образовательные интересы учащихся;

· подготовка к выпускным и вступительным экзаменам;

· профессиональная ориентация учащихся.

Элективный курс «Функции и графики» является предметным, в нем сочетается углубленное изучение материала как входящего, так и не входящего в учебную программу. В основе его создания лежит компетентностный подход. Изучение элективного курса предполагается проводить в коллективной форме. Теоретический материал предполагается изложить в форме лекций. При проведении лекции возможны беседы с учащимися, обсуждение возникающих по ходу изложения материала вопросов. Для организации работы учащихся на практических занятиях будут использованы индивидуальная, парная и групповая формы обучения. С целью развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учеников и развития самостоятельности предлагаются задания на написание рефератов, докладов, создание презентаций, составление упражнений на практическое применение изученного материала. Использование таких форм организации занятий способствует реализации целей и задач курса, так как формирование интереса и развитие способностей возможно только при сознательной заинтересованности самих учащихся.

В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так на основе различной степени самостоятельности осваивания материала. Для практической части подбирать задания из действующих учебников алгебры, а для развития мотивации включать задания из материалов выпускных и вступительных экзаменов, следовательно, элективный курс применим для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.

Учебно-методический комплекс элективного курса: действующие учебники алгебры, учебные пособия для учащихся, дополнительная литература по теме «Функции и графики», учебные пособия для учителя, разработки уроков и факультативных занятий по данной теме.

Контроль знаний учащихся по изучению данного элективного курса будет осуществляться с помощью письменных работ, дающих возможность установить степень достижения промежуточных результатов и выявляющие сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, проверки домашнего задания, устных ответов учащихся, подготовки рефератов, составление портфолио (в качестве накопительной оценки (с. 19)). Общая оценка по изучению данного элективного курса будет выставлена с учетом оценки итоговой контрольной работы и содержания портфолио.

На заключительном этапе курса проводится конференция с подведением итогов изучения элективного курса, рассмотрением достижений и оцениванием учащихся.

Для фиксирования результатов деятельности учащегося на занятии возможно использование индивидуальных карточек:

Ф.И.

Устный ответ

Письменное решение заданий на доске

Подготовка реферата (доклада)

Выполнение домашнего задания

Самооценка за работу на занятии

Итоговая контрольная работа

Занятие №

оценка

Методические рекомендации:

· при реализации данного элективного курса необходимо подбирать учебный материал, соответствующий уровню подготовки учащихся;

· научное изложение материала;

· поддержание высокой учебной мотивации школьников;

· поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

· использование разнообразных форм организации и методов контроля;

· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· ориентация изученного теоретического материала на практическое применение;

· формирование умения учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность, владеть способами самостоятельного взаимодействия с различными источниками информации.

Учебно-тематический план

Тема

№ занятия

Количество часов

теория

практика

1. Понятия функции и графика:

· график функции;

· способы задания функции.

1

1

2

0,5

0,5

2. Преобразования графиков:

· перенос вдоль оси ординат;

· перенос вдоль оси абсцисс;

· сжатие (растяжение) к (от) оси абсцисс;

· сжатие (растяжение) к (от) оси ординат.

3

0,5

0,5

4

0,5

0,5

5

0,5

0,5

6

0,5

0,5

3 Действия над функциями:

· сумма (разность) функций;

· произведение двух функций;

· частное двух функций;

· функции, содержащие операцию взятия модуля;

· «кусочно-линейные» функции: y=sgnx, y=[x], y={x}.

7

0,5

0,5

8

0,5

0,5

9

0,5

0,5

10

0,5

0,5

11

0,5

0,5

4. Построение графика:

· сложной функции.

12

0,5

0,5

5. Итоговая диагностика:

· итоговая контрольная работа;

· конференция.

13

1

14, 15

Всего

15

Содержание

Тема 1. Понятия функции и графика.

На первых двух занятиях учащимся сообщается цель и назначение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются их знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся.

Тема 2. Преобразование графиков.

При построении графиков многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Изложению методов, упрощающих аналитическое выражение функции и облегчающих построение графиков, посвящены следующие четыре занятия. В результате учащиеся получают практическое руководство для построения эскизов графиков многих функций.

Тема З. Действия над функциями.

В данной теме рассматриваются действия над функциями: сумма (разность), произведение и частное двух функций. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля и «кусочно-линейные» функции.

Тема 4. Построение графиков.

В данной теме рассматривают приемы построения графиков сложных функций.

Литература для учителя:

1. Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике [Текст]/ Н. Я. Виленкин.- М.: Просвещение, 1985. - 95 с.

2. Вирченко, Н. А., Ляшко, К. И., Швецов, К. И. Графики функций: Справочник [Текст]/Н. А. Вирченко.- Киев, 1991. - 128 с.

3. Гельфанд, И. М., Глаголева, Е. Г., Шноль, Э. Э. Функции и графики (основные приемы) [Текст]/ И. М.Гельфанд.- М., 1985. - 120 с.

4. Звавич, Л. И., Шляпочник, Л. Я., Чинкина, М. В. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики [Текст]/ Л. И. Звавич.- М., 1999. - 352 с.

5. Ершов, Л. В., Райхмист, Р. Б. Построение графиков функций: Книга для учителя [Текст]/ Л. В. Ершов.- М., 1994. - 230 с.

6. Мерзляк, А. Г., Полонский, В. Б., Якир, М. С. Алгебраический тренажер [Текст]/ А. Г. Мерзляк.- М., 2001. - 320 с.

7. Сивашинский, И. Х. Теоремы и задачи по алгебре, элементарным функциям [Текст]/ И. Х. Сивашинский. - М., 2002. - 115 с.

8. Шилов, Г. Е. Как строить графики? [Текст]/ Г. Е. Шилов.- М., 1979. - 98 с.

9. Яремчук, Ф. П., Рудченко, П. А. Алгебра и элементарные функции: Справочник [Текст]/ Ф. П. Яремчук.- Киев, 1987. - 165 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.