40
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Выпускная квалификационная работа
Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе
Выполнила студентка V курса
физико-математического факультета
Петухова Елена Александровна
/подпись/
Научный руководитель
к.п.н., доцент Крутихина М. В.
Допущена к защите в ГАК
Зам. зав. кафедрой 40
Крутихина М. В.
« » 40
Декан факультета 40
Кантор Е. В.
Киров 2008
Содержание
Введение
Глава I. Элективные курсы в профильном обучении
1.1. Типы курсов профильного обучения
1.2. Виды элективных курсов
1.3. Цели, задачи и функции элективных курсов
1.4. Подходы к созданию элективных курсов
1.5. Требования к оформлению программы элективного курса
1.6. Содержание и инвариантные условия организации элективных курсов
1.7. Формы и методы обучения
1.8. Учебно-методический комплекс
Глава II. Методика изучения функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе
2.1. Элективный курс «Функции и графики»
2.2. Опытное преподавание
Заключение
Библиографический список
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается введение профильного обучения; создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Процесс реализации профильного обучения определяется следующими основными целями:
· обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
· создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Осуществление осознанного выбора профиля обучения учащимися должно обеспечиваться специально организованной предпрофильной подготовкой в девятых классах основной школы. Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения.
Существенным моментом в организации предпрофильного и профильного обучения является разработка и реализация элективных курсов. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися) являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Поскольку создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения, то в связи с этим возникает проблема разработки элективных курсов, удовлетворяющих определенным требованиям.
С учетом вышеизложенного для исследования была выбрана тема «Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе». Понятие функциональной зависимости является одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения. Материал, связанный с этим вопросом на базе основной школы, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу, поэтому могут быть изучены на элективном курсе «Функции и графики».
Цель исследования состоит в изучении требований по созданию элективных курсов, разработке элективного курса «Функции и графики» для девятого класса и методических рекомендаций по его проведению.
Объектом исследования является процесс предпрофильного обучения математике в рамках элективного курса.
Предметом исследования является изучение функциональной линии на элективном курсе по алгебре в 9 классе.
Гипотеза исследования: изучение функциональной линии в основной школе будет более эффективным в том случае, если:
· в 9-ых классах будет реализована предпрофильная подготовка, в частности, будет проведен элективный курс «Функции и графики»;
· элективный курс «Функции и графики» будет разработан и проведен методически грамотно, а именно:
ь использован индуктивный путь введения понятия «функция»;
ь рассмотрены все способы задания функции, при этом существенное внимание уделено формированию представления об однозначности соответствия аргумента и определенного по нему значения функции;
ь рассмотрены задания перевода функции из одной формы представления в другую;
ь использовано неявное введение арифметических операций, связанных с одноименными арифметическими операциями, над функциями (осознанный перенос действий из одной области в другую за счет рассмотрения заданий определенного типа);
ь использован аналитико-графический путь изучения функций: от определения и свойств к их графическим иллюстрациям ();
ь использована функциональная символика.
В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
· изучить нормативную, педагогическую и методическую литературу с целью выделения требований к разработке элективных курсов;
· разработать элективный курс «Функции и графики» по алгебре для9-гокласса;
· разработать методические рекомендации по проведению данного элективного курса;
· осуществить опытное преподавание.
Для достижения поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:
· изучение предыдущего опыта разработки факультативных и элективных курсов;
· изучение математической, методической и психолого-педагогической литературы;
· опытное преподавание;
· наблюдение за учащимися во время проведения занятий элективного курса при осуществлении опытного преподавания.
Элективные курсы (курсы по выбору) - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы - обязательны для старшеклассников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.
Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9