Рефераты. Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников

Таким образом, учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются прочными и качественными по своей природе.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждается, даже в рамках небольшого числа уроков по определенным темам.

Выводы к главе 2

Данная глава посвящена практическому исследованию дипломной работы. Гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем математики в 10-м классе, покажет более глубокий качественный срез знаний старшеклассников. Соответственно, цель данного исследования - проверить на практике гипотезу, т.е. эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшеклассников. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.

Результаты применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментального класса не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.

Прогресс в работе учащихся можно, в частности, проследить на примере двух уроков, проведенных в начале и конце эксперимента, которые представлены в виде таблицы по основным этапам урока. Также приведенные во втором параграфе главы диаграммы наглядно иллюстрируют конечные результаты эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждается - применение балльно-рейтинговой технологии оценивания старшеклассников действительно оказалось эффективным и показало хорошие результаты.

Заключение

Данная работа посвящена балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников. Перед ее выполнением была поставлена цель: подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования, как для педагогов, так и для учеников. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания в 10-м классе показало более глубокий качественный срез знаний старшеклассников.

Первая глава работы посвящена теоретическим основам балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. В ней показывается несостоятельность традиционной пятибалльной системы оценивания. В результате анализа различной литературы по теме ее недостатки удалось свести к следующим:

1) общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий;

2) затрудняет индивидуализацию обучения;

3) является малоинформативной;

4) часто имеет травмирующий характер.

Далее как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:

1) выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;

2) раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;

3) описать построение рейтинговой технологии оценивания.

Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Во второй главе работы описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания в старшей школе. Перед его проведением была поставлена гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем математики в 10-м классе, покажет более глубокий качественный срез знаний старшеклассников. В результате проведенного эксперимента в рамках восьми уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно 33% учащихся экспериментальной группы показали отличные результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений старшеклассников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников и может развиваться с течением времени.

Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 126 с.

2. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М.: Просвещение, 1993. - 90 с.

3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

4. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. - М.: Народное образование, 1998 // Школьные технологии, 1998. - 135 с.

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.

6. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система - плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Дошкольное воспитание. - 1995. - №11. - С. 46-48.

7. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний// Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы - М., 1996. - С. 63-78.

8. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. - М.: Чистые пруды, 2006. - 244 с.

9. Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. - 2004. - №23-24. - С. 36-40.

10. Кларин М.В. Как легко и с пользой провести аттестацию: психологические рекомендации для администрации и учителей/ М.В. Кларин // Директор школы. - 1995. - №6. - С. 1-8.

11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Чистые пруды, 1998. - 257 с.

12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 198 с.

13. Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование. - 1998. - №4. - С. 119-121.

14. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Союз, 2002. - 249 с.

15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000. - 211 с.

16. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. - М.: Просвещение, 1998. - 98 с.

17. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). - М.: МПА, 1997. - 150 с.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Народное образование, 1998. - 165 с.

19. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий/ В.А. Семенов// Школьные технологии. - 1996. - №6. - С. 64-83.

20. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности. -М.:Аспект Пресс, 1995. -320 с.

21. Сыромолотов Е.Н. Годятся ли школьные оценки для ВУЗов?/ Е.Н. Сыромолотов// Информатика и образование. - 1998. - №8. - С.111-116.

22. Табаков Т.П. Реформа системы педагогического образования/ Т.П. Табаков// Народное образование. - 1992. - №5. - С. 41-46.

23. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы - М.: Сентябрь, 1995. - 147 с.

24. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.

25. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов.- СПб: Питер, 2001. - 149 с.

Приложение 1

Результаты опроса экспертов

ЭКСПЕРТЫ

Ri

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

3

9

1

3

2

1

14

1

1

5

1

11

2

11

2

2

70

2

2

4

5

3

10

14

9

9

2

3

6

2

9

13

10

3

3

105

4

3

15

15

15

15

12

14

13

13

15

15

15

10

14

6

13

14

214

15

4

11

11

13

13

4

10

8

11

6

9

13

1

9

7

6

4

136

10

5

10

12

14

14

3

8

6

12

13

10

14

6

7

1

8

13

151

11

6

13

13

12

11

9

7

7

7

5

8

8

2

8

8

7

5

130

8

7

5

4

10

6

13

2

11

8

7

7

5

7

6

2

9

11

113

6

8

9

7

9

12

5

5

10

14

8

13

12

14

11

12

15

12

168

13

9

14

8

11

8

8

11

4

10

10

14

10

3

5

4

12

10

152

12

10

7

3

7

9

6

12

1

5

12

3

9

5

12

15

10

9

115

7

11

2

2

5

4

11

3

2

4

4

2

4

8

10

9

4

6

80

3

12

6

5

4

7

7

4

12

9

9

11

6

4

4

3

11

8

110

5

13

12

14

8

2

15

15

15

15

14

12

11

12

15

14

14

7

195

14

14

1

1

2

1

6

6

3

3

2

1

3

13

3

15

1

1

57

1

15

8

10

6

5

13

13

5

6

11

4

7

15

1

13

5

15

134

9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.