Таким образом, учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются прочными и качественными по своей природе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждается, даже в рамках небольшого числа уроков по определенным темам.
Выводы к главе 2
Данная глава посвящена практическому исследованию дипломной работы. Гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем математики в 10-м классе, покажет более глубокий качественный срез знаний старшеклассников. Соответственно, цель данного исследования - проверить на практике гипотезу, т.е. эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшеклассников. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.
Результаты применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментального класса не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.
Прогресс в работе учащихся можно, в частности, проследить на примере двух уроков, проведенных в начале и конце эксперимента, которые представлены в виде таблицы по основным этапам урока. Также приведенные во втором параграфе главы диаграммы наглядно иллюстрируют конечные результаты эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждается - применение балльно-рейтинговой технологии оценивания старшеклассников действительно оказалось эффективным и показало хорошие результаты.
Заключение
Данная работа посвящена балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников. Перед ее выполнением была поставлена цель: подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования, как для педагогов, так и для учеников. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания в 10-м классе показало более глубокий качественный срез знаний старшеклассников.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. В ней показывается несостоятельность традиционной пятибалльной системы оценивания. В результате анализа различной литературы по теме ее недостатки удалось свести к следующим:
1) общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий;
2) затрудняет индивидуализацию обучения;
3) является малоинформативной;
4) часто имеет травмирующий характер.
Далее как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:
1) выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
2) раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
3) описать построение рейтинговой технологии оценивания.
Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Во второй главе работы описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания в старшей школе. Перед его проведением была поставлена гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем математики в 10-м классе, покажет более глубокий качественный срез знаний старшеклассников. В результате проведенного эксперимента в рамках восьми уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно 33% учащихся экспериментальной группы показали отличные результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений старшеклассников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников и может развиваться с течением времени.
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 126 с.
2. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М.: Просвещение, 1993. - 90 с.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
4. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. - М.: Народное образование, 1998 // Школьные технологии, 1998. - 135 с.
5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
6. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система - плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Дошкольное воспитание. - 1995. - №11. - С. 46-48.
7. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний// Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы - М., 1996. - С. 63-78.
8. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. - М.: Чистые пруды, 2006. - 244 с.
9. Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. - 2004. - №23-24. - С. 36-40.
10. Кларин М.В. Как легко и с пользой провести аттестацию: психологические рекомендации для администрации и учителей/ М.В. Кларин // Директор школы. - 1995. - №6. - С. 1-8.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Чистые пруды, 1998. - 257 с.
12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 198 с.
13. Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование. - 1998. - №4. - С. 119-121.
14. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Союз, 2002. - 249 с.
15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000. - 211 с.
16. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. - М.: Просвещение, 1998. - 98 с.
17. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). - М.: МПА, 1997. - 150 с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Народное образование, 1998. - 165 с.
19. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий/ В.А. Семенов// Школьные технологии. - 1996. - №6. - С. 64-83.
20. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности. -М.:Аспект Пресс, 1995. -320 с.
21. Сыромолотов Е.Н. Годятся ли школьные оценки для ВУЗов?/ Е.Н. Сыромолотов// Информатика и образование. - 1998. - №8. - С.111-116.
22. Табаков Т.П. Реформа системы педагогического образования/ Т.П. Табаков// Народное образование. - 1992. - №5. - С. 41-46.
23. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы - М.: Сентябрь, 1995. - 147 с.
24. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.
25. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов.- СПб: Питер, 2001. - 149 с.
Приложение 1
Результаты опроса экспертов
ЭКСПЕРТЫ
Ri
n
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
70
105
214
136
151
130
113
168
152
115
80
110
195
57
134
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10