Рефераты. Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников

Европейская система перевода кредитов ECTS (European Credit Transfer System), принятая Болонскими соглашениями и ориентированная главным образом на количественную оценку трудоемкости образовательной программы и зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, не включает качественную оценку успеваемости студентов.

Количественной оценкой освоения студентами и выпускниками вуза качества образовательной программы могут служить определенные варианты рейтинговых систем.

К подобным системам, ориентированным на оценку результатов освоения образовательных программ - приобретаемых знаний, умений и навыков, а не только трудозатрат, относятся кредитно-накопительные системы USCS (United States Credit System - кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System - кредитная система в университетах Великобритании).

Существует определенный механизм перевода оценки по какой-либо дисциплине в оценку по традиционной шкале и шкале ECTS (см. приложение 3). Оценка FX ("2") по шкале ECTS выставляется студентам, которым не зачтен хотя бы один модуль по дисциплине после завершения ее изучения.

Важной составляющей системы зачетных единиц в США является оценка успеваемости студента по совокупности изученных учебных дисциплин на основе общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ).

ОСПУ определяется как отношение суммы произведений числовых оценок и зачетных единиц изученных этих дисциплин:

,

где О1, О2, … Оn -числовые оценки по дисциплинам учебного плана, К1, К2, …, Кn - зачетные единицы соответствующих дисциплин по учебному плану.

Итоговый ОСПУ во многих американских университетах не без основания заносится не в приложение к диплому, а в диплом выпускника университета на его титульный лист и является для работодателей одним из основных показателей перспективности молодого специалиста.

Выводы к главе 1

В первом параграфе главы нами была рассмотрена существующая пятибалльная система оценивания, отмечены ее основные недостатки, сформулированные в виде свойств (законов). Вследствие этого были намечены основные подходы к расширению границ и гуманизации балльной отметки, одним из которых и является рейтинговая технология оценивания, подробному рассмотрению которой посвящен второй параграф главы.

Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

ь комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;

ь стимулирование познавательной деятельности старшеклассников и повышение качества образовательных результатов в целом;

ь повышение уровня организации образовательного процесса.

На основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.

Рейтинговая технология в настоящее время широко применяется в нашей стране и странах Запада. Но в основном данная технология практикуется в вузах.

Глава 2. Возможность введения балльно-рейтинговой технологии обучения в современной школе

2.1 Описание проведенного эксперимента: цель, задачи, разработка

Для проверки гипотезы, поставленной в ходе выполнения работы, нами был проведен эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания в старших классах. Цель данного эксперимента - проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшеклассников, т.е. необходимо либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:

1) разработать простую в применении балльно-рейтинговую систему оценивания применительно к небольшому числу уроков;

2) применить ее на практике в экспериментальной группе;

3) проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.

Эксперимент проводился в Велижской муниципальной средней общеобразовательной школе №1 в 10 "Б" классе по предмету алгебра во время педагогической практики на 5 курсе. В качестве контрольной группы нами был выбран 10 "А" класс. Учащиеся этих классов находятся примерно на одном образовательном уровне по математике, но ученики экспериментальной группы показывают более высокие результаты по геометрии. Средний балл по алгебре в 10 "А" классе - 3,8, в 10 "Б" - 3,6 (см. таблицу 5).

До начала проведения эксперимента нами была подробно изучена школьная документация: классные журналы, работы учащихся по различным предметам, тетради по алгебре и геометрии и др. Также была проведена беседа с классными руководителями 10 "А" и "Б" классов: Рябовой Галиной Павловной и Барановой Татьяной Александровной, в результате которой выяснилось, что в 10 "Б" классе 4 учащихся из 18 являются отстающими практически по всем предметам, в 10 "А" классе лишь 2-3 ученика показывают самые низкие результаты.

Таблица 5 Средние баллы по алгебре учащихся 10-х классов

10 "Б" класс

Средний балл по алгебре

10 "А" класс

Средний балл по алгебре

1. Виктор

5

1. Артем

4

2. Мария

3

2. Ирина

3

3. Кристина

4

3. Маша

3

4. Таня

5

4. Сергей

4

5. Вилена

4

5. Ольга

5

6. Елена

3

6. Екатерина

3

7. Даниил

3

7. Нина

4

8. Анастасия

5

8. Олег

3

9. Мария

3

9. Владимир

3

10. Яна

3

10. Анна

4

11. Александр

4

11. Виталий

3

12. Арсений

5

12. Ольга

4

13. Егор

3

13. Евгений

3

14. Надежда

4

14. Юлия

3

15. Алексей

4

15. Михаил

4

16. Яна

3

16. Юрий

3

17. Светлана

3

17. Тамара

4

18. Анна

4

18. Марина

5

19. Елена

3

Средний балл по классу

3,8

3,6

Учащиеся обоих классов принимают активное участие в олимпиадах, спортивных соревнованиях, различных школьных вечерах и конкурсах, занимают призовые места на вышеперечисленных мероприятиях. Общий язык с ребятами удалось найти сразу в начале педагогической практики, они охотно шли на контакт.

Разработка эксперимента осуществлялась нами совместно с классным руководителем и учителем математики экспериментального класса Барановой Татьяной Александровной. На его проведение было решено отвести 8 уроков по следующим темам:

1) формулы приведения (2 часа);

2) функция y=sinx, ее свойства и график (2 часа);

3) функция y=cosx, ее свойства и график (2 часа);

4) периодичность функций y=sinx и y=cosx (1 час);

5) заключительный урок в рамках эксперимента (1 час).

Уроки по довольно легкой теме "Формулы приведения" были рассчитаны на то, что ученики не сразу воспримут нововведение в виде новой системы оценивания их знаний и достижений, им понадобится некоторое время привыкнуть. Наш расчет оправдался - учащиеся не сразу восприняли новый метод работы, но уже к третьему уроку класс работал гораздо активнее обычного. На заключительном уроке нами была запланирована итоговая проверочная работа по темам, прошедшим в рамках эксперимента. Список оцениваемых действий был разработан нами и Татьяной Александровной по отдельности, затем совместно проработан и скорректирован в соответствии с уровнем подготовки класса, их интересами и работой на уроках алгебры. В результате мы получили следующий список основных оцениваемых действий учащихся:

1) ответ у доски (устный ответ, решение примера);

2) полностью выполненное домашнее задание;

3) правило, определение, свойство, высказанное с места;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.