Рефераты. Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников

При использовании этой шкалы на практике данный набор рейтинговых чисел может быть значительно изменен. Может он меняться и на определенное время для поощрения необходимых на это время видов деятельности. Для таких изменений не требуется повторения всей процедуры построения шкалы.

Как можно подводить итоги рейтинга? Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты:

а) в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные (но в этом случае есть возможность за счет неучебных действий получать завышенные отметки, не соответствующие действительным знаниям и умениям ученика);

б) можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные - только при спорной отметке (но в этом случае у учеников нет никакого стимула получать дополнительные баллы в большом количестве);

в) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних;

г) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1 [5, с. 40].

Важно, чтобы учитель, использующий рейтинговую шкалу, фиксировал все, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений. Объявление рейтингов учеников может быть открытым (например, таблица на стенде в классе) или, что предпочтительнее, закрытым. Во втором случае публично объявляются только максимальный и минимальный рейтинги без имен их обладателей, чтобы каждый ученик мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-то решения. Пересчет рейтингов следует производить достаточно часто - лучше всего к концу каждого урока или к началу следующего. Это позволит ученику лучше управлять своим учением и в целом работать продуктивнее.

Необходимо отметить, что при всех своих плюсах внедрение рейтинговой системы сопряжено с рядом рисков психологического и организационного характера.

Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике - не получится ли так, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что в большинстве случаев это не так. Различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Кроме того, рейтинг - инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше. Тем не менее, вводить рейтинговую систему имеет смысл только для старшеклассников, которые уже способны к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию.

Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус учащегося в коллективе.

В-третьих, индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый заинтересован только в личном росте и готов на этом пути "ставить палки в колеса" ближайшим товарищам. Но это можно предотвратить, поставив персональные достижения в зависимость от итогов командных выступлений и уровня сплоченности класса.

1.3 Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы

Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинговой системы. Он наиболее часто применяется в учебном процессе американской школы [2, с. 13]. Суть его - наблюдение деятельности учащихся на уроке и основанные на этом наблюдении парные сравнения.

Учитель составляет квадратную матрицу: по горизонтали и вертикали - список класса, а в пересечениях - субъективная оценка учителя деятельности ученика по отношению к другому ученику после каждого урока (2 - "лучше", 1 - "также", 0 - "хуже"). Отношения читаются от горизонтали к вертикали. В приведенном примере (см. приложение 2) частично заполненной матрицы ученик А работал на уроке лучше, чем ученики Е, Ж, Л, Н, Ф, так же успешно и активно, как ученики Г, И, П, Р, С, У, и хуже, чем Б, В, Д, З, К, М, Т. Главная диагональ заполнена единицами, поскольку символизирует сравнение ученика с самим собой. В случае отсутствия какого-либо ученика на уроке появляются пустая строка и пустой столбец. Конечно, было бы достаточно только половины матрицы, так как вся необходимая информация в ней содержится. Но на практике используется полный вариант из-за проблем с чтением неполной матрицы. Полный вариант позволяет также проверять точность заполнения, так как числа, стоящие в клетках, симметричных относительно главной диагонали, должны иметь постоянную сумму 2. Две пары таких клеток выделены в примере цветом.

Заполнив матрицу, учитель подсчитывает сумму чисел в каждой строке и вносит ее в последний столбец - она и является рейтингом ученика по результатам данного урока. Рассматривая матрицу, ученик получает информацию о том, какое мнение сложилось у учителя о его сравнительной эффективности на уроке. Ежедневные рейтинги тоже складываются, давая суммарный рейтинг за неделю, месяц, триместр, год.

Легко увидеть, что эта субъективно-рейтинговая система имеет недостатки, главным из которых оказываются необходимость иметь большое количество бланков матриц и заполнять их после каждого урока в каждом классе.

Конечно, при любом варианте рейтинговой системы от учителя требуется скрупулезное внимание ко всему, что делают ученики. В образовательной практике под названием рейтинговой системы часто используется накопительный вариант обычной балльной, то есть количественной шкалы. При этом фиксируется некоторое количество контрольных мероприятий по предмету в течение того или иного учебного периода (обычно это четверть, полугодие или год), а полученные за них оценки к концу этого периода суммируются. Сумма максимальных оценок по всем контрольным мероприятиям дает наибольшее значение рейтинга. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число: если к концу периода ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.

Различные школы объявляют минимальным рейтинговым числом от 30 до 50% максимального значения. В некоторых случаях ученикам разрешается по их желанию проходить дополнительные, внеочередные контрольные процедуры, увеличивая тем самым свой рейтинг. При этом сумма может превышать максимальное значение, что делает наличие максимума бессмысленным. Имеющиеся в школах варианты этой системы отличаются мало - чаще всего различия состоят только в наборе контрольных процедур. Встречаются варианты со взвешенными баллами - например, за контрольную работу можно получит до 5 баллов, за сданный зачет - до 10 [4, с. 55].

Во многих образовательных технологиях используется не одна какая-то оценочная шкала, а комбинация нескольких (см. рис.1). Иногда их применение определяется тем элементом учебного процесса, для которого используется каждая из них, иногда же это применение совместное и одновременное. Например, в опыте Ш.А. Амонашвили используется комбинация двух дескриптивных шкал - знаковой и аналоговой, когда родители получают пакет с лучшими работами их детей (аналоговая шкала) и вложенную в него оценку-характеристику, написанную учителем (знаковая шкала) [1, с. 76]. Это случай одновременного совместного использования двух шкал. В интегральной технологии обучения применяется комбинация числовых шкал - относительной внутри блока уроков и абсолютной при тематическом контроле по его завершении. В технологии А.М. Кушнира основой оценочной системы является комбинация рейтинговой системы, построенной на отслеживании продвижения каждого ученика, и некоторого варианта дескриптивной аналоговой ("папки достижений") [4, с. 58].

Нетрудно заметить, что достаточно хорошо совмещаются в единой оценочной системе шкалы одного класса: абсолютная количественная с относительной, ранговая (рейтинговая) с той или иной дескриптивной. Относительно успешно можно совместить количественную шкалу с дескриптивной (относительно - потому, что эти шкалы применяются параллельно и независимо друг от друга).

При совместимости рейтинговой шкалы с количественной возникает проблема. Она заключается в том, что порядковая природа рейтинговой шкалы рано или поздно проявляет себя и порождает массу пограничных конфликтов. Чем мельче шаг рейтинга и больше диапазон набираемых значений, тем острее конфликты при переводе рейтинга в балл.

Но все же приведем пример комбинирования рейтинговой и балльной шкал, принадлежащий А.С. Прутченкову. Им была разработана экономическая игра "Лицевой счет".

Игра "Лицевой счет"

Игра проводится для того, чтобы с помощью ведения условного лицевого счета повысить заинтересованность школьников в активной работе на уроке и вне его рамок. Игра моделирует деятельность работника фирмы, который ведет учет поступающих и расходуемых денежных средств. В течение одного урока она занимает 1-2 минуты (на реплику учителя в ходе урока и на подведение итогов счета в конце). Планируемый результат: постоянный интерес к предмету и каждому уроку, прочные навыки ведения простейшей финансовой документации, готовность принять участие в более сложных финансово-экономических играх.

Все участники игры получают возможность учитывать свои основные и дополнительные доходы, а также и расходы. Все ученики получают одну роль - работника, устроившегося на работу по контракту с определенной суммой заработной платы. Учитель принимает на себя роль руководителя фирмы, который принимает на работу, выплачивает заработную плату, а также определяет и выдает премии за хорошую работу и назначает штрафы за нарушения "производственной дисциплины".

Все полученные и израсходованные денежные суммы фиксируются безналичным способом в личном лицевом счете. В этом счете школьник самостоятельно записывает все свои расчеты с учителем в условных игровых денежных единицах (например, монетах), которые в дальнейшем и определяют его рейтинг среди других "работников". Основным источником поступления денежных средств на лицевой счет является "заработная плата", которая устанавливается за активную работу на уроке, качественное выполнение домашних заданий, сообщение дополнительной информации и т.д. (данный список видов деятельности может корректироваться учителем). Эта сумма записывается каждым учеником на свой лицевой счет после "выплаты" денег учителем, то есть в конце урока. Если ученик пропустил урок по уважительной причине, например по болезни, он может получить пособие по временной нетрудоспособности при наличии справки от врача и при условии возмещения недополученных знаний. Величина пособия устанавливается на уровне 50% от полной ставки.

За оригинальные ответы, усвоение материала сверх учебных программ, самостоятельное, инициативное углубление знаний с помощью различных источников выплачиваются денежные премии (дополнительные баллы). Размер премии устанавливается учителем по согласованию со всеми игроками. Учитель имеет право налагать на учеников денежные штрафы за опоздание без уважительной причины и т.д.

В личном лицевом счете указывается, за что получена данная сумма игровых денег и на какие цели она расходуется, если расходуется вообще. При заполнении счета ученик должен соблюдать правило "корреспондирующей записи" - в одной строке счета производится запись только одной суммы, которая либо поступила на счет, либо снята со счета при расходе денег. После каждой операции прихода и расхода денег вычисляется остаток денег на счете.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.