4) помощь отстающим ученикам на уроке;
5) исправление учителя;
6) частичное объяснение новой темы;
7) дополнительные сведения по теме (историческая справка, новые разработки или открытия);
8) использование ПК (презентация, программа);
9) выполнение графиков на ватмане для стендов;
10) итоговая проверочная работа.
Как дополнительные могут учитываться баллы по пунктам 4, 5, 7, 8.
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
1) прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
2) отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
3) плохое поведение (минус 1 балл);
4) неготовность к уроку (минус 1 балл);
5) опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
Начисляемые баллы также были согласованы нами с Барановой Т.А. в соответствии со значимостью того или иного оцениваемого действия для учащегося, его знаний, умений и навыков (см. таблицу 6). Нами было решено начислять баллы от 1 до 10 в зависимости от правильности, полноты ответа, решения задачи или примера, насколько творчески и глубоко проработан основной и дополнительный материал и т.д.
Таблица 6 Начисление баллов по каждому виду деятельности
Параметр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Балл
1?5
5?10
5?8
Соответственно были установлены следующие правила оценивания:
1) минимальное количество баллов, которые необходимо набрать, - 20;
2) максимальное количество баллов - 40.
3) за особенно высокое качество работы, более быстрое выполнение заданий оценка может быть повышена до 15% от максимальной;
4) дополнительные баллы учитываются, как и основные.
Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:
"3" = 0,5·Рmax,
"4" = 0,6·Рmax,
"5" = 0,75·Рmax,
где Рmax=40 - максимальное количество баллов. Таким образом: "3" - от 20 до 23 баллов, "4" - от 24 до 29 баллов, "5" - от 30 до 40 баллов. Подводить итоги рейтинга по классу с объявлением баллов, набранных каждым из учащихся (по просьбе класса), нами было решено после итоговой проверочной работы.
Для того, чтобы показать прогресс в работе класса с течением времени, приведем для сравнения 2 урока: в начале и в конце эксперимента по темам "Формулы приведения" и "Периодичность функций y=sinx, y=cosx". Представим для наглядности каждый из уроков в виде таблицы, составленной по основным этапам уроков.
Урок 1. "Формулы приведения" (второй урок по теме).
Этап урока
Содержание этапа
Возможное кол-во баллов
Результат
проверка д/з
1) фронтальный опрос ответов д/з;
2) пример, вызвавший затруднение у большинства класса, решается у доски учеником: упростить выражение sin(+t) - cos(? - t) + tg(? - t) + ctg( - t).
(для каждого ученика)
После полной проверки д/з у всего класса лишь 10 человек получают по 2 балла.
актуализация опорных знаний
1) точки на числовой окружности и их "имена";
2) обобщенные правила формул приведения (3 правила);
3) решение у доски примеров:
вычислите с помощью формул приведения ctg3150, sin(- t).
(за каждый ответ)
(за каждый пример)
3 ученика по 1 баллу
2 ученика по 1 баллу
2 балла
решение задач
1) решение простых примеров (6 примеров);
2) решение более сложных примеров с проговариванием правил:
упростите выражение: докажите тождество:
вычислите:
решите уравнение:
2сos(2? + t) + sin(+ t)=3,
sin(? + t) + 2cos(+ t)=3.
3) исправление учителя;
4) помощь отстающим ученикам.
4 ученика по 1 баллу
2 ученика по 3 балла
2 ученика по 5 б.
0 баллов
Как видно из таблицы, работа на уроке проходила не в высоком темпе. Учащиеся неточно, а иногда и неправильно отвечали с мест, также у доски не все примеры решались на высший балл. Штрафные баллы за данный урок не получил ни один из учеников, в то же время общая сумма баллов, набранных учащимися, могла бы быть значительно выше. Также стоит отметить, что работали на уроке практически одни и те же ученики. На примере следующего урока мы увидим, что учащиеся адаптировались к новой системе оценивания, стали набирать гораздо более высокие баллы, и практически весь класс участвовал в работе.
Урок 2. "Периодичность функций y=sinx, y=cosx"
1) графики функций y=sinx и y=cosx, их композиции (на ватмане);
2) фронтальный опрос ответов д/з;
3) решение уравнения cosx =+1 графически у доски;
4) презентация по функциям y=sinx и y=cosx и их свойствам (как дополнительное задание для отдельных учеников).
(за экземпляр)
(за ответ)
Выполнены все графики.
Д/з выполнено у всего класса.
Пример решен.
Презентации отложе-ны (по уважительной причине).
актуализа-ция опор-ных знаний
1) семь свойств функций;
2) свойства функции y=sinx.
Ответы полные.
объяснение новой темы
1) объяснение темы проводится ученицей 10 "Б". Она дает определение периодической функции, периода функции, делает вывод о периодичности функций y=sinx и y=cosx (показывает на графиках);
2)объяснение темы продолжает ученик 10 "Б". Он делает вывод: если функция y=f(x) имеет период Т, то для построения графика функции нужно сначала построить ветвь графика на промежутке длины Т, а затем сдвинуть эту ветвь по оси Х вправо и влево на Т, 2Т, 3Т и т.д. Далее дает определение основного периода;
3) у доски ученик решает пример: найти основной период функции а) y=sin3x; b) y=cos;
4) обобщаются результаты, полученные в примере: основной период функции y=sinkx (y=coskx) равен .
За каждый вид деятельности учащиеся получают высокие баллы. Объяснение новой темы занимает немного больше времени, чем планировало-
сь.
по 3 балла за пример
Ученики сами делают вывод.
1) решение простых примеров;
2) решение более сложного задания:
докажите, что данное число Т является периодом заданной функции y=cos, Т=.
5 баллов за решение примера
Как видно из данной таблицы, результаты работы учащихся гораздо выше и эффективнее. Баллы стремятся получить все, поэтому на уроке работает весь класс, а не только "отличники". Необходимо отметить, что на данном уроке осуществлялась помощь отстающим ученикам при решении примеров на новую тему со стороны их одноклассников.
Таким образом, нами были показаны различия в работе учащихся на уроках алгебры в начале и конце эксперимента.
2.2 Анализ результатов эксперимента, общий вывод
Как уже было сказано, первые уроки в рамках эксперимента были рассчитаны на адаптацию учеников экспериментального класса к новой технологии оценивания их знаний. К третьему уроку учащиеся освоились, и началась их активная работа.
Дальнейшие уроки в рамках эксперимента проходили в высоком темпе, учащиеся стремились набрать как можно больше баллов и поэтому старались быстро и правильно выполнять задания. Практически все запланированные задания были ими выполнены, лишь компьютерные презентации по тригонометрическим функциям вызвали небольшие трудности. Задания выполнялись на высоком уровне, учащиеся ответственно подходили к их выполнению, часто обращались за помощью. После каждого урока на перемене им объявлялись набранные за урок баллы. Окончательное подведение итогов проводилось после написания проверочной работы в рамках эксперимента. Результаты учащихся учитывались при выставлении четвертных оценок.
По результатам эксперимента 33% учащихся экспериментального класса повысили свою оценку в среднем на 1 балл, из них - значительное число "троечников" (см. приложение 4).
Итоговая проверочная работа была написана экспериментальным классом очень хорошо. Результаты этой же работы в контрольном классе немного хуже - в среднем ниже на 0,2 балла. Средний балл по результатам итоговой работы в 10 "А" классе - 3,85, в 10 "Б" классе - 4,01. Это иллюстрирует следующая диаграмма:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10