Рефераты. Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников

4) помощь отстающим ученикам на уроке;

5) исправление учителя;

6) частичное объяснение новой темы;

7) дополнительные сведения по теме (историческая справка, новые разработки или открытия);

8) использование ПК (презентация, программа);

9) выполнение графиков на ватмане для стендов;

10) итоговая проверочная работа.

Как дополнительные могут учитываться баллы по пунктам 4, 5, 7, 8.

Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:

1) прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);

2) отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);

3) плохое поведение (минус 1 балл);

4) неготовность к уроку (минус 1 балл);

5) опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).

Начисляемые баллы также были согласованы нами с Барановой Т.А. в соответствии со значимостью того или иного оцениваемого действия для учащегося, его знаний, умений и навыков (см. таблицу 6). Нами было решено начислять баллы от 1 до 10 в зависимости от правильности, полноты ответа, решения задачи или примера, насколько творчески и глубоко проработан основной и дополнительный материал и т.д.

Таблица 6 Начисление баллов по каждому виду деятельности

Параметр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Балл

1?5

2

1

5

5

5?10

5?8

5?10

2

1?5

Соответственно были установлены следующие правила оценивания:

1) минимальное количество баллов, которые необходимо набрать, - 20;

2) максимальное количество баллов - 40.

3) за особенно высокое качество работы, более быстрое выполнение заданий оценка может быть повышена до 15% от максимальной;

4) дополнительные баллы учитываются, как и основные.

Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:

"3" = 0,5·Рmax,

"4" = 0,6·Рmax,

"5" = 0,75·Рmax,

где Рmax=40 - максимальное количество баллов. Таким образом: "3" - от 20 до 23 баллов, "4" - от 24 до 29 баллов, "5" - от 30 до 40 баллов. Подводить итоги рейтинга по классу с объявлением баллов, набранных каждым из учащихся (по просьбе класса), нами было решено после итоговой проверочной работы.

Для того, чтобы показать прогресс в работе класса с течением времени, приведем для сравнения 2 урока: в начале и в конце эксперимента по темам "Формулы приведения" и "Периодичность функций y=sinx, y=cosx". Представим для наглядности каждый из уроков в виде таблицы, составленной по основным этапам уроков.

Урок 1. "Формулы приведения" (второй урок по теме).

Этап урока

Содержание этапа

Возможное кол-во баллов

Результат

проверка д/з

1) фронтальный опрос ответов д/з;

2) пример, вызвавший затруднение у большинства класса, решается у доски учеником: упростить выражение sin(+t) - cos(? - t) + tg(? - t) + ctg( - t).

2

(для каждого ученика)

После полной проверки д/з у всего класса лишь 10 человек получают по 2 балла.

актуализация опорных знаний

1) точки на числовой окружности и их "имена";

2) обобщенные правила формул приведения (3 правила);

3) решение у доски примеров:

вычислите с помощью формул приведения ctg3150, sin(- t).

1

(за каждый ответ)

1

(за каждый ответ)

1?5

(за каждый пример)

3 ученика по 1 баллу

2 ученика по 1 баллу

2 балла

решение задач

1) решение простых примеров (6 примеров);

2) решение более сложных примеров с проговариванием правил:

упростите выражение: докажите тождество:

вычислите:

решите уравнение:

2сos(2? + t) + sin(+ t)=3,

sin(? + t) + 2cos(+ t)=3.

3) исправление учителя;

4) помощь отстающим ученикам.

1

(за каждый пример)

1?5

(за каждый пример)

5

5

4 ученика по 1 баллу

2 ученика по 3 балла

2 ученика по 5 б.

0 баллов

0 баллов

Как видно из таблицы, работа на уроке проходила не в высоком темпе. Учащиеся неточно, а иногда и неправильно отвечали с мест, также у доски не все примеры решались на высший балл. Штрафные баллы за данный урок не получил ни один из учеников, в то же время общая сумма баллов, набранных учащимися, могла бы быть значительно выше. Также стоит отметить, что работали на уроке практически одни и те же ученики. На примере следующего урока мы увидим, что учащиеся адаптировались к новой системе оценивания, стали набирать гораздо более высокие баллы, и практически весь класс участвовал в работе.

Урок 2. "Периодичность функций y=sinx, y=cosx"

Этап урока

Содержание этапа

Возможное кол-во баллов

Результат

проверка д/з

1) графики функций y=sinx и y=cosx, их композиции (на ватмане);

2) фронтальный опрос ответов д/з;

3) решение уравнения cosx =+1 графически у доски;

4) презентация по функциям y=sinx и y=cosx и их свойствам (как дополнительное задание для отдельных учеников).

2

(за экземпляр)

2

(за ответ)

3

5?10

Выполнены все графики.

Д/з выполнено у всего класса.

Пример решен.

Презентации отложе-ны (по уважительной причине).

актуализа-ция опор-ных знаний

1) семь свойств функций;

2) свойства функции y=sinx.

1

1?5

Ответы полные.

объяснение новой темы

1) объяснение темы проводится ученицей 10 "Б". Она дает определение периодической функции, периода функции, делает вывод о периодичности функций y=sinx и y=cosx (показывает на графиках);

2)объяснение темы продолжает ученик 10 "Б". Он делает вывод: если функция y=f(x) имеет период Т, то для построения графика функции нужно сначала построить ветвь графика на промежутке длины Т, а затем сдвинуть эту ветвь по оси Х вправо и влево на Т, 2Т, 3Т и т.д. Далее дает определение основного периода;

3) у доски ученик решает пример: найти основной период функции а) y=sin3x; b) y=cos;

4) обобщаются результаты, полученные в примере: основной период функции y=sinkx (y=coskx) равен .

5?10

1?5

За каждый вид деятельности учащиеся получают высокие баллы. Объяснение новой темы занимает немного больше времени, чем планировало-

сь.

по 3 балла за пример

Ученики сами делают вывод.

решение задач

1) решение простых примеров;

2) решение более сложного задания:

докажите, что данное число Т является периодом заданной функции y=cos, Т=.

1

(за каждый пример)

5

3 ученика по 1 баллу

5 баллов за решение примера

Как видно из данной таблицы, результаты работы учащихся гораздо выше и эффективнее. Баллы стремятся получить все, поэтому на уроке работает весь класс, а не только "отличники". Необходимо отметить, что на данном уроке осуществлялась помощь отстающим ученикам при решении примеров на новую тему со стороны их одноклассников.

Таким образом, нами были показаны различия в работе учащихся на уроках алгебры в начале и конце эксперимента.

2.2 Анализ результатов эксперимента, общий вывод

Как уже было сказано, первые уроки в рамках эксперимента были рассчитаны на адаптацию учеников экспериментального класса к новой технологии оценивания их знаний. К третьему уроку учащиеся освоились, и началась их активная работа.

Дальнейшие уроки в рамках эксперимента проходили в высоком темпе, учащиеся стремились набрать как можно больше баллов и поэтому старались быстро и правильно выполнять задания. Практически все запланированные задания были ими выполнены, лишь компьютерные презентации по тригонометрическим функциям вызвали небольшие трудности. Задания выполнялись на высоком уровне, учащиеся ответственно подходили к их выполнению, часто обращались за помощью. После каждого урока на перемене им объявлялись набранные за урок баллы. Окончательное подведение итогов проводилось после написания проверочной работы в рамках эксперимента. Результаты учащихся учитывались при выставлении четвертных оценок.

По результатам эксперимента 33% учащихся экспериментального класса повысили свою оценку в среднем на 1 балл, из них - значительное число "троечников" (см. приложение 4).

Итоговая проверочная работа была написана экспериментальным классом очень хорошо. Результаты этой же работы в контрольном классе немного хуже - в среднем ниже на 0,2 балла. Средний балл по результатам итоговой работы в 10 "А" классе - 3,85, в 10 "Б" классе - 4,01. Это иллюстрирует следующая диаграмма:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.