3) является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий;
4) часто имеет травмирующий характер, т.е. оказываются орудием манипуляции и психологического давления учителя, которое может быть направлено либо непосредственно на ребенка, либо - опосредовано - на его родителей. Все это приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту [9, с. 36].
В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении. Можно обозначить пять основных подходов к расширению границ и гуманизации балльной отметки.
1. Безотметочная система, широко практикуемая в начальной школе. Она вовсе не равна "безоценочной" - напротив, требует от педагогического коллектива более тщательного и разноаспектного мониторинга.
2. Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), когда за отдельные этапы либо виды работ выставляется определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог обычно не выходит за рамки традиционной пятибалльной схемы, зато ученик имеет шанс постепенно превратить "тройку" в "пятерку".
3. Полный или частичный переход на многобалльную систему (от 10 до 100 и выше): каждое задание - в зависимости от сложности, нестандартности и креативности - оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. Как правило, подобная система существует параллельно с пятибалльной и охватывает элективные и дополнительные курсы, а также проектно-исследовательские виды деятельности.
4. Рейтинговая система оценивания, предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой (далее именно эта система будет рассмотрена нами подробно).
5. Кредитно-зачетные системы как инструмент сопоставления результатов процесса обучения в условиях различных систем образования, программ и квалификаций. Предлагаются к внедрению в Россию в соответствии с документами Болонского процесса - чтобы замерять качество образования на уровне, фиксируемом международными образовательными стандартами [8, с. 46].
1.2 Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок?
Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания?
Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг - оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система понимается:
1) как форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направленного на стимулирование активной и заинтересованной работы учащихся;
2) как метод количественной характеристики качества знаний;
3) как диагностико-деятельный контроль качества обучения [7, с. 63].
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся (студентов, школьников) по некоторой дисциплине в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д. Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:
ь комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;
ь стимулирование познавательной деятельности старшеклассников и повышение качества образовательных результатов в целом;
ь повышение уровня организации образовательного процесса.
Рассмотрим педагогические возможности рейтинговой системы. Что дает она ученику, какие новые возможности предоставляет учителю? Основные преимущества данной системы оценивания и для учащихся, и для учителей представим для наглядности в виде таблицы:
Таблица 3 Преимущества рейтинговой системы оценивания
"+" для учащегося
"+" для учителя
· возможность распоряжаться своим временем самому
· рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся
· проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений
· стимулирования эффективного обучения старшеклассников
· возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения
· возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
· сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся
· объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания
· наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)
· возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету
Также рейтинговая система позволяет администрации школы осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.
Основные принципы рейтинговой системы сформулируем так:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
2) критерии оценивания обговариваются заранее;
3) ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
4) незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания [5, с.36].
В зависимости от педагогической цели различают виды рейтинга:
ь рейтинг по предмету или по ряду предметов;
ь рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
ь рейтинг временной - за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год) или тематический - по отдельным разделам (темам).
Рассмотрим свойства рейтинговой системы оценивания: открытость, стимулирование, гибкость. Одним из обязательных свойств системы является открытость - ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны ученикам. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика. "Таблицу стоимости" можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам стоит больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности учеников. При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.
Важной проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга. Приведем основные этапы составления рейтинга, представленные в учебно-методическом пособии для учителей Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.:
1) разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:
- отдельная тема или раздел;
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
2) определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
3) установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;
4) составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент;
5) на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
6) в конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули [5, с. 38].
Прежде чем представить общую схему организации рейтинговой системы, стоит сказать, что рейтинговая шкала значительно более чувствительна, чем балльная (например, пятибалльная), она представляет собой частный случай ранговой шкалы (см. рис.1). Это позволяет использовать ее для организационных и управленческих решений. Например, в одной из негосударственных школ было принято решение о дифференциации оплаты за обучение детей в зависимости от их успехов, выражаемых рейтингами. В результате одни родители наиболее способных детей были освобождены от оплаты совсем, а родителям детей, создающих наибольшие проблемы и требующих особого усиленного внимания, пришлось доплачивать. В другой негосударственной школе решили ежегодно отчислять 10 учащихся из 300 обучающихся, занимающих нижние строки рейтингового списка, а на их места принимать 10 новичков "с улицы", предоставляя последним счастливый шанс [4, с. 47].
Рис.1 Виды оценочных шкал
Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но, что важно, таковой не является. Рейтинг - это действительное число. Но получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов, как рейтинги политических деятелей, либо путем набора очков (пунктов, баллов).
Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью. Можно, например, иметь ее отдельно по каждому предмету, а можно общую. В список оцениваемых достижений могут быть включены и неучебные - важные на данный период для статуса или развития школы.
Рассмотрим более детально, как строится рейтинговая система, но сначала необходимо ознакомиться с техникой построения рейтинговых шкал. Пусть требуется ранжировать m объектов E1, E2, …, Em и для этого привлечены n экспертов. Это значит, что каждый эксперт должен выдать упорядоченную последовательность данных объектов по степени выраженности оцениваемого свойства, присвоить каждому из объектов ранг от 1 до m. Обозначим r1к ранг, который присваивает первому объекту k-тый эксперт, r2к - ранг, который этот же эксперт присваивает второму объекту, и так далее. Например, запись r23 =1 означает, что второму объекту третий эксперт присвоил ранг 1. в результате опроса экспертов получается матрица из m строк и n столбцов (см. таблицу).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10