Рефераты. Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

При изучении зональных природных комплексов, например Восточно-Европейской равнины, учащимся может быть предложен следующий вариант.

А) Пользуясь различными источниками географической информации (учебник, атлас) составить схематическую модель природного комплекса лесостепей и степей, измененного деятельностью человека.

Б) Обосновать и определить меры, необходимые для оптимизации природопользования в данном природном комплексе.

Примечание для выполнения задания:

l Загрязнение воздуха промышленными дымами и газами (воздействие на климат);

l Рост оврагообразования в результате проведения сельскохозяйственных работ (воздействие на рельеф);

l Зарегулирование стока, загрязнение подземных и поверхностных вод сточными водами, нарушение правил полива (воздействие на внутренние воды);

l Сплошная распашка, уничтожение древесной растительности (воздействие на почвенно-растительный покров).

Ход работы:

Пользуясь источниками географической информации определите взаимовлияние компонентов друг на друга; примеры последствий этого взаимовлияния выпишите в соответствующие клетки таблицы.

А) Пользуясь текстом учебника выясните причины высокой степени распаханности степей и лесостепей (плодородие почвы);

Б) Выпишите в соответствующую клетку таблицы влияние распаханности на рельеф территории (усиление оврагообразования при распашке склона от вершины к подножью и уничтожение растительного покрова);

В) По карте атласа выявите примеры воздействия человека на речной сток (каналы, водохранилища); определите причины сооружения водохранилища и каналов в зоне лесостепей и степей (недостаточное увлажнение вызывает потребность в искусственном орошении);

Г) Выявите последствия неправильного полива (засоление почв).

После заполнения всех клеток таблицы учащиеся приступают к выполнению второй части задания.

Для этого, на основании анализа содержания каждой горизонтальной графы, ученики выписывают в столбец «меры по оптимизации природопользования» комплекс соответствующих мероприятий, необходимых для предупреждения или ликвидации вредных последствий изменения природы человеком.

1. Проанализируйте содержание клеток таблицы напротив почвенно-растительного покрова и выделите неблагоприятные последствия изменения природы человеком (водная и ветровая эрозия, гибель урожая от загрязнения воздуха и.др.).

2. Пользуясь атласом и учебником определите необходимые меры по ликвидации или предупреждению этих последствий и выпишите их в соответствующие клетки правой графы:

А) По тексту учебника выпишите меры, препятствующие водной и ветровой эрозии (посадка лесополос для ослабления силы ветра; распашка поперек склона для уменьшения смыва почвы; борьба с оврагами);

Б) Выпишите из учебника меры по предотвращению последствий неправильного полива и загрязнения поверхностных вод перед выбросом их в водоемы;

Выполнению этого задания предшествовал устный инструктаж. Учащимся был продиктован перечень видов воздействия человека на ПТК. В процессе работы по выявлению направлений оптимизации воздействия человека на данный природный комплекс ученики составили схематическую модель, образец которой приводится в таблице 4.

На уроке «Экологические проблемы» темы «География своей местности» ученики давали комплексную физико-географическую характеристику природных объектов и приводили примеры природоохранной деятельности. Завершался урок выполнением разработанной нами задачи экологического содержания направленной на обозначение одной из основных проблем загрязнения окружающей среды и воздушного пространства города выхлопами от стремительно увеличивающегося автопарка жителей города. В Санкт-Петербурге в 2007 году на 1000 жителей приходиться 240 автомобилей и проживает около 4.700.000 человек, что составляет около 1.128.000 автомобилей. В 1999 году этот показатель был равен 157 автомобилям на каждые 1000 жителей, что составляло 738.000 автомобилей.

Таблица 4. Схематическая модель ПТК находящаяся под воздействием человека

Компонент ПТК

Воздействие человека на компоненты ПТК

Меры по оптимизации природопользования

Воздействие на климат

Воздействие на рельеф

Воздействие на внутренние воды

Воздействие на почвы и растительность

1

2

3

4

5

6

Климат

Оврагообразование способствует выдуванию почв, что вызывает запыление воздуха

Водохранилища увлажняют воздух; воздух насыщается испарениями с загрязненных водоемов

Уничтожение растительного покрова усиливают ветры; пыльные бури запыляют воздух

1. Газо- и дымоулавливание для поддержания чистоты воздушного бассейна;

2. Борьба с оврагами;

3. Очистка сточных вод;

4. Полезащитные лесопосадки (уменьшают запыленность воздуха)

Горные породы и рельеф

Загрязненный воздух стимулирует осадки, которые усиливают эрозию

Размыв берегов при сооружении водохранилищ; неправильный полив усиливает оврагообразование

Оврагообразование усиливается при сплошной распашке, т.к. уничтожается растительный покров

1. Вспашка поперек склона;

2. Поддержание воздуха в чистоте;

3. Соблюдение правил полива и предотвращения оврагообразования;

4. Полезащитные лесопосадки для предотвращения роста оврагов и ветровой эрозии

Внутренние воды

Загрязненный воздух вызывает загрязнение поверхностных вод

Рост оврагов понижает уровень подземных вод; водная эрозия приводит к заиливанию водоемов

Неправильное внесение удобрений приводит к загрязнению поверхностных и подземных вод

1. Борьба с загрязнением водоемов сточными водами;

2. Поддержание чистоты воздуха для предотвращения загрязненных водоемов;

3. Борьба с водной и ветровой эрозией в целях поддержания уровня подземных вод и предупреждения заиливания водоемов;

4. Научно обоснованное внесение удобрений для предотвращения загрязнения вод.

Почвенно-растительный покров

Загрязненный воздух губит растения; пыльные бури сокращают урожай

Оврагообразование приводит к эрозии почв и сокращению урожая

Зарегулирование стока приводит к подтоплению территории; загрязненные воды губят растительность

1. Лесопосадки, снегозадерживание, безотвальная вспашка для сохранения почв и увеличения урожая;

2. Соблюдение правил агротехники;

3. Поддержание в чистоте вод, предназначенных для полива

Рассчитайте:

1. Сколько ежесуточно сжигается бензина всеми автомобилями города.

2. Сколько тонн окиси углерода ежесуточно(смертельное для человека соединение) выбрасывается автомобилями города, если учитывать, что на 1000 литров сожженного топлива выбрасывает - 200 кг. окиси углерода.

3. Сколько тонн сажи ежесуточно выбрасывается автомобилями города, если учитывать, что на 1000 литров сожженного топлива выбрасывается 1 кг. сажи.

В среднем автомобиль расходует 14 литров бензина на 100 километров. В среднем за сутки автомобиль проезжает 100 километров.)

На уроке «Природные условия, жизнь и здоровье человека» из раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» учащиеся объясняли влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека. Урок заканчивается выполнением разработанной нами задачи экологического содержания направленной на понимание учениками важности рационального природопользования и охраны окружающей среды. За счет улучшения теплоизоляции зданий, применения экономичных источников освещения, экономного использования электрического света и электроприборов можно ежегодно экономить около 55 млн.тонн условного топлива (Учебник В.Я. Рома, В.П. Дронова(9класс)). 1 тонна условного топлива равна 2500 киловатт часов электроэнергии. В среднем российская семья тратит около 2160 киловатт часов электроэнергии в год (свет, элетро-приборы и пр.). Рассчитайте:

1. Сколько можно ежегодно экономить киловатт часов электроэнергии за счет улучшения теплоизоляции зданий, применения экономичных источников освещения, экономного использования электрического света и электроприборов?

2. Какое количество семей можно обеспечить электроэнергией в течении года на сэкономленную электроэнергию?

Также, при наличии достаточного резерва времени, возможно проведение ролевая игра типа пресс-конференции на тему «Охрана и преобразование природы в России»:

Роли распределялись следующим образом:

Ведущий - 1 человек;

Докладчики - 5-6 человек;

Журналисты - 12-15 человек;

Фотокорреспонденты - 2 человека;

Переводчик - 1 человек.

В качестве зрителей приглашались ученики параллельных классов. Сценарий ролевой игры рассчитан на 45 минут. Темы докладов отбирались по региональному принципу - «Прогноз освоения природных богатств Севера»; «Экологические проблемы Европейской части России и пути их решения»; «Оптимизация взаимодействия человека и природы в условиях Сибири и Дальнего Востока»; «Проблемы и способы очистки воздуха в крупных городах», «Опыт зарубежных стран по решению современных экологических проблем».

На каждый доклад отводилось по 5-6 минут. После заслушивания докладов «журналисты» задавали вопросы. В целях создания ситуативного познавательного интереса некоторые вопросы задавались на иностранных языках и «переводились» на русский язык учеником, играющим роль переводчика. «Фотографы» делали снимки наиболее интересных моментов пресс-конференции для последующей демонстрации участвующим школьникам.

«Конференция» проводилась в актовом зале предварительно оформленным средствами наглядности. Для оформления были использованы стенды, плакаты, и рисунки экологического и природоохранного содержания.

Ролевые игры подобного типа рассчитаны на 45-50 минут и могут проводиться как на уроке, так и во внеурочное время.

Как показывает многолетний опыт проведения ролевых игр, наилучшие результаты получаются при задействовании учащихся нескольких классов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.