Рефераты. Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Общий резерв времени -- 2 часа.

Итого: 60 уроков, 11 практических работ, из них 8 направлены на формирование навыков географического прогнозирования.

Использование элементов географического прогнозирования начиналось с изучения 1 темы курса География России «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые». Так, на уроке «Полезные ископаемые. Закономерности их размещения», предусматривалось, после изучения основного материала, проведение практической работы следующего содержания - определить природные условия, способствующие или затрудняющие добычу полезных ископаемых на территории Западно-Сибирской равнины. Привести примеры мероприятий способных повлиять (ухудшить или улучшить) доступность полезных ископаемых. Данная работа выполняется учащимися самостоятельно в группах под руководством учителя, после чего от каждой группы выступает один докладчик и тезисно излагает получившиеся у группы результаты и рекомендации. После доклада представителей всех групп учитель подводил итоги и выделял наиболее адекватные ответы.

В качестве примера практической работы на анализ карт различного содержания в теме «Западная Сибирь» было предложено следующее задание:

Задание 1. Определить природные условия, способствующие или затрудняющие добычу полезных ископаемых на территории Западно-Сибирской равнины.

Ход работы:

А) По физической и тектонической картах атласа установить характер рельефа указанной территории, виды полезных ископаемых и их размещение;

Б) Составить тектоническую и почвенную карты атласа и выявить природные факторы, затрудняющие добычу полезных ископаемых (заболоченность, наличие многолетней мерзлоты, выход кристаллических пород).

В ходе экспериментального обучения применялись задания на составление схематических моделей природных комплексов различного уровня организации на основе использования различных источников географической информации.

Задание 2. Пользуясь текстом учебника, тектонической картой и картой растительности школьного атласа выписать в тетрадь основные виды хозяйственной деятельности людей на Западно-Сибирской равнине (оленеводство в тундре, добыча нефти и газа, заготовка древесины, охотничий промысел, судоходство и рыболовство).

Пользуясь содержанием составленной схематической модели определить благоприятные и неблагоприятные природные факторы для природопользования: выписать полученные данные в таблицу. Примерная запись, сделанная в ходе этой работы, представлена в Таблице 2.

Подобные работы выполнялись учениками самостоятельно и проводились как при изучении нового материала, так и в качестве закрепления в процессе изучения тем регионального физико-географического обзора России.

Раскрытие мировоззренческой идеи о существенном влиянии антропогенного воздействия на природу осуществлялось в ходе изучения школьниками изменения природы человеком.

При проведении эксперимента для обучения учащихся анализу изменений, производимых в природе человеком, использовались задания, в которые вошли анализ и сопоставление карт атласа, работа с приложением и текстом учебника, решение задач экологического содержания, составлению схематических моделей природных комплексов, измененных хозяйственной деятельностью человека.

Таблица 2. Оценка учащимися природных факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, полученная в ходе выполнения практической работы.

Природные факторы

Благоприятные

Неблагоприятные

1

2

Равнинность территории (для всех видов природопользования)

Заболоченность (для всех видов природопользования

Развитая гидросеть (для судоходства и рыболовства)

Многолетняя мерзлота (для всех видов природопользования)

Лесоизбыточность территории (для заготовки древесины)

Короткий вегетационный период (для земледелия)

Пастбища в тундре, охотничьи угодья в тайге и тундре (для оленеводства и пушного промысла)

Суровый климат (для здоровья человека; для эксплуатации техники)

Во второй теме «Внутренние воды и водные ресурсы» урока «Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем» учащиеся сначала называли и показывали крупнейшие реки, озера; используя карту, давали характеристику отдельным водным объектам; оценивали водные ресурсы. В завершении им была предложена одна из разработанных нами задач экологического содержания направленная на закрепление материала и создания у учеников представления о роли и уязвимости экологии водных объектов - установлено, что 1 тонна нефти разлитой на водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью 6 км2. Какую площадь акватории покроет нефтяное пятно в случае аварии нефтеналивного судна тоннажем 5000 тонн?

Другие задания.

Определите и проанализируйте причины и последствия изменения человеком речного стока на территории Восточно-Европейской равнины.

Ход работы:

1. По физической карте Европейской части России установить, в какой части Восточно-Европейской равнины сосредоточены крупные водохранилища (центр и юг Восточно-Европейской равнины);

2. По политико-административной карте установить в какой части Европейской территории России сосредоточены крупные города (Центр и Юг);

3. Объясните причины сосредоточения водохранилищ в центральной и южной частях Европейской территории России. (Потребность в воде крупных и промышленных городов).

Примерами задач экологического содержания являются следующие задания:

Определить потребность в воде для современного города с населением в 1 млн.человек.

Дано: город с населением 1 млн. человек потребляет около 0,5 млн.м3 чистой воды в сутки [16, с.121]. После очистки перед сбросом в водоемы стоки должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды.

Найти: какой объем воды потребуется городу в течении года для разбавления сточных вод? (Примерно 3,6 км3/год).

Сравните с годовым стоком р. Нева.

В теме 4 «Почвы и почвенные ресурсы» важная роль была отведена уроку «Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования» в ходе которого почва рассматривалась как рыхлый плодородный слой горных пород. Отмечалось также, что это среда обитания живых организмов и экологический фактор. Учащиеся называли факторы почвообразования; используя карту, называли типы почв и их свойства; приводили примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. В конце урока была организована практическая работа в виде разработанной нами задачи экологического содержания направленная на понимание учениками времени, которое затрачивает природа на воссоздание небольшого слоя плодородного слоя - известно что для воссоздания 1 сантиметра плодородной почвы требуется около 100-450(для чернозема) лет. Рассчитайте сколько лет потребовалось природе для создания почв в Центрально-Черноземном районе России, если известно, что в некоторых областях глубина залегания чернозема составляет 1,5 метра.)

На уроке «Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира» по теме «Растительный и животный мир» ученики объясняли разнообразие растительных сообществ на территории России, приводили примеры; объясняли видовое разнообразие животного мира; называли меры по охране растений и животных. Урок заканчивался проведением групповой формы работы направленной на формирование у учеников понимания важности и взаимной зависимости животных в пищевой цепочке, что изменение численности одних животных сказывается на численности всех популяций животных живущих на конкретной территории. Определить каким образом скажется уничтожение животных представителей нижних этажей пищевой цепи на численность животных представителей высших этажей пищевой цепи. Учитель делит класс на группы и каждой из них сообщает виды животных необходимые для выполнения задания). Ученики разбиваются на группы, учитель каждой группе дает свое задание связанное с определенными видами животных. По окончании работы от каждой команды выбирается один докладчик, который доносит до всех точку зрения каждой команды. Учитель в каждом случае выделяет одну, общую для все закономерность.

В разделе «Природные комплексы России» в теме «Природное районирование» на уроке «Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность» ученики показывали на картах природные зоны степей, полупустынь и пустынь России, называли их; объясняли причины зонального и азонального расположения ландшафтов; приводили примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Урок завершался практической работой по выявлению зависимости и степени влияния измененных деятельностью человека природных компонентов друг на друга на примере конкретных природных комплексов. выявление зависимости и степени влияния между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов. Учащиеся с целью выяснения особенностей природы составляли схематическую модель природного комплекса на основе использования следующих источников: карта атласа 8 класса (физическая, почвенная, климатическая, растительности), текст учебника (общий и региональный обзоры).

Для построения схематической модели были отобраны следующие компоненты природного комплекса: климат (атмосферный компонент), рельеф и слагающие его горные породы (литосферный компонент), внутренние воды (гидросферный компонент), растительность (биосферный компонент). Ученикам было предложено также последовательно выявлять прямое и обратное влияние компонентов друг на друга.

Выявление данных заданий проводилось на уроках по плану, изложенному на специальных карточках. Пример такой карточки дан ниже.

Ход работы:

А) Установление зависимости климата от рельефа:

I) Выясните влияние рельефа на климат. Выберите из текста учебника необходимые данные и заполните соответствующую клетку таблицы (равнинность территории способствует глубокому проникновению арктических воздушных масс).

Б) Выявление особенности влияния климата на внутренние воды:

I) По картосхеме «Вскрытие и замерзание рек» определить очередность ледостава и вскрытие рек;

II) По тексту учебника установите, к чему приводит ранний ледостав на севере и раннее вскрытие рек (во время ледостава и весной на реках образуются нагромождения льда). Полученные данные занесите в соответствующие клетки таблицы.

Аналогичным путем ученики выявляют взаимовлияние остальных компонентов и заполняют таблицу. После записи она принимает тот вид, который показан в таблице 2.

Таблица 3. Модель природного комплекса Западно-Сибирской равнины сконструированная учащимися в ходе выполнения практической работы.

Компонент ПТК

Климат

Рельеф и слагающие его горные породы

Внутренние воды

Почвенно-растительный покров

1

2

3

4

5

Климат

Равнинность территории способствует глубокому проникновению воздушных масс вглубь

Большая заболоченность вызывает повышение влажности воздуха

Характер растительности обуславливает микроклимат каждого зонального природного комплекса

Рельеф и слагающие его горные породы

Континентальный климат способствует существованию многолетней мерзлоты

Из-за боковой эрозии преобладают широкие долины с хорошо выраженными террасами

Растительность препятствует развитию эрозии (водной и ветровой), противостоит таянию многолетней мерзлоты

Внутренние воды

Климат вызывает ранний ледостав в низовьях и ранней таяние в верховьях, что приводит к ледяным заторам

Плоский рельеф способствует замедлению речного стока, заболачиванию и большим разливам рек

Сфагновые мхи способствуют накоплению влаги и возникновению верховых болот

Почвенно растительный покров

Ослабление влияния Атлантики и близость Арктики обуславливают широтную зональность растительности, промерзание почв и короткий вегетационный период

Мерзлый грунт обуславливает редкостойность и угнетенность древесной растительности

Заболоченность замедляет почвообразование, прирост древесины и вызывает угнетение формы древостоя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.