В соответствии с содержанием учебных программ и учебников наметилась определенная логика применения географического прогнозирования согласно которой процесс осуществляется в следующей последовательности:
1. Изучение географических объектов, не измененных хозяйственной деятельностью человека; ознакомление с их структурой, динамикой, хозяйственной оценкой природных условий и ресурсов;
2. Изучение изменений географических объектов и явлений под влиянием хозяйственной деятельности человека;
3. Оценка последствий воздействия человека на природу;
4. Прогнозирование с использованием моделей, изучение основных направлений оптимизации взаимодействия человека и природы.
Такая последовательность применения элементов географического прогнозирования должна способствовать более глубокому усвоению учащимися научных основ природопользования и позволит избежать декларативности в раскрытии вопросов взаимодействия человека и природы.
Использование элементов географического прогнозирования не может изучаться без опоры на такие фундаментальные понятия физической географии, как «Компонент природы», «Природный комплекс», «Географическая оболочка», «Хозяйственная деятельность» и др.
Природные особенности следует рассматривать под призмой сложившегося или потенциального способа природопользования. По этому поводу В.А. Анучин удачно заметил, что производственное использование природы должно основываться на знании пределов и направленности возможных изменений, происходящих в ней, в результате производственной деятельности [6].
Конкретные территории представляют собой неповторимые сочетания природных особенностей, недоучет которых может нанести непоправимый ущерб природе и человеку. Так, например, необходимо учитывать специфику природопользования в северных районах России, где природа чрезвычайно чувствительна к любым видам человеческого воздействия.
Знание специфических особенностей природных комплексов служит существенной предпосылкой для выявления возможностей природопользования на данной территории. Так, необходимо знать, что в тайге, в районе многолетней мерзлоты, при сплошных рубках лес зачастую не восстанавливается, поскольку в результате его сведения резко усиливается промерзание грунтов и уменьшается оттаивание почвы. В условиях горной местности необходимо учитывать такие природные факторы, как сейсмичность, селеопасность и т.п.[16].
Опасность нарушения сложившихся природных комплексов будет определять параметры природопользования, выявление которых должно предшествовать хозяйственному освоению местности.
Важно также познакомить учащихся с теми видами природопользования, которые определены особенностями природных комплексов. Например, оленеводство в тундре, рыболовство на побережьях морей, лесозаготовки в лесной зоне.
К особенностям природы, с которыми необходимо считаться в процессе хозяйственной деятельности, относятся также катастрофические природные явления, такие как землетрясения, вулканизм, наводнения, селевые потоки, оползни и др.
При выявлении особенностей природы и возможностей её хозяйственного использования в нашем исследовании применялись различные методы обучения. Так при определении особенностей рельефа использовались картины и изображения горной и равнинной местностей. В ходе работы по картинам учащимся предлагалось определить, какие виды хозяйственной деятельности могут проводиться на сравниваемых территориях. Дополняя по мере надобности, ответы учеников, учитель задавал вопрос: «Какие виды хозяйственной деятельности могут проводиться и на равнинах, и в горных местностях?». При этом учитель подробнее останавливается на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, дорожном строительстве. Далее перед учащимися ставился вопрос: «В какой местности и почему хозяйственная деятельность человека затруднена?». природопользования в горной местности
Оценочно-аналитический характер использования элементов географического прогнозирования обуславливают увеличение доли творческой самостоятельности школьников [15, 16, 26, 43, 50, 56, 58]. В связи с этим возрастает роль частично-поискового и исследовательского методов обучения при изучении вопросов взаимодействия человека и природы на уроках географии.
2.2. Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 336, 572, 639, 498 г. Санкт-Петербурга в 2006-2007 гг.. Выравнивание условий педагогического эксперимента обеспечивалось тем, что учителя отобранных для эксперимента классов обладали большим педагогическим стажем, а классы существенно не отличались по уровню успеваемости. Кроме того, в экспериментальных и контрольных классах для наблюдения и контроля отбиралось равное количество «сильных», «средних», и «слабых» учащихся.
При проведении экспериментального обучения были поставлены следующие задачи:
Обучающие: сформировать понятие «Географический прогноз». В ходе формирования понятия показать зависимость характера природопользования от природных особенностей изучаемого природного объекта, необходимость их в учете и хозяйственной практике и пути оптимизации взаимодействия человека и природы.
Развивающие: привить школьникам умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения возможности их хозяйственного использования: научить учеников выявлять региональные экологические проблемы, предвидеть основные возможные изменения природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности людей, определять направления рационального природопользования и охраны окружающей среды для конкретных территорий на базе использования различных источников географической информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе России в процессе ознакомления с сущностью экологических проблем и имеющимся опытом их решения: прививать основные навыки соблюдения правил личного поведения в природе.
Для проведения эксперимента учителям были предложены методические рекомендации к некоторым урокам по общей и региональной части школьного курса географии России. Кроме методических рекомендаций учителям были представлены дополнительные сведения по различным аспектам природопользования и охраны природы.
В процессе экспериментального обучения проводилась текущая проверка знаний и умений учащихся. Контрольные срезы осуществлялись при изучении общего, регионального разделов и раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» курса географии России. Проверка результатов осуществлялось путем проверки письменных проверочных работ.
Исходя из сущности понятия географического прогнозирования, содержания и последовательности использования его элементов в экологической подготовке школьников были разработаны методические рекомендации для изучения отдельных тем.
Раскрытие мировоззренческих идей о комплексности природы и использовании её как естественной основы существования человеческого общества осуществлялось путем оценки природных особенностей конкретных территорий с точки зрения возможностей их хозяйственного использования.
С целью развития учащимися умений оценивать природные условия и ресурсы для хозяйственного использования применялись практические и самостоятельные работы по анализу и сопоставлению физической и специальных карт; использованию текста и приложений учебника; составлению простейших схематических моделей природных комплексов; решению задач экологического содержания. Все виды работ взаимодополняли друг друга и строились на основе принципа «от простого к сложному».
Педагогический эксперимент основывался на требованиях школьной программы по географии, содержании учебников и школьных программ. Для практического осуществления обучающего этапа эксперимента была разработана методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
В процессе разработки экспериментальной методики не предусматривалось существенное увеличение объема изучаемого материала. В то же время велось усиление экологической направленности содержания курса географии России которое достигалось включением в учебный процесс определенного количества элементов и приемов направленных на формирование у школьников умений прогнозировать.
В процессе разработки экспериментальной методики нами были выделены уроки в курсе «География России». В ходе данных уроков предусматривалось использование элементов географического прогнозирования (табл. 1).
В тематическом планировании предусматривалось сохранение сложившейся структуры школьного курса биологии. Наряду с этим, в содержание уроков в определенном порядке и в соответствии с изучаемыми темами были включены некоторые недостающие элементы географического прогнозирования - различного рода задачи экологического содержания, ролевая игра, модель ПТК и др.
Таблица 1. Планирование уроков в курсе География России 8 кл., с учетом использования в учебном процессе элементов географического прогнозирования
№
Краткое описание темы
Практические работы в теме
Раздел 1. Общая характеристика природы
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
Урок 13. Полезные ископаемые. Закономерности их размещения.
1
Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений условий залегания полезных ископаемых и рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам.
Практическая работа.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Урок 21. Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.
2
Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.
Задача экологического содержания.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
Урок 23. Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.
3
Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.
Задача экологического содержания
Тема 5. Растительный и животный мир
Урок 24. Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.
4
Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
Раздел 2. Природные комплексы России
Тема 1. Природное районирование.
Урок 29. Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность.
5
Учащиеся должны показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.
Практическая работа:
Тема 2. География своей местности (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Урок 55. Экологические проблемы.
6
Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.; называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей; называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.
Раздел 3. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы
Урок 57. Природные условия, жизнь и здоровье человека.
7
Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.
Задачи экологического содержания
Урок 58. Изменение природы под влиянием деятельности человека.
8
Практическая работа. Ролевая игра - Строительство ГЭС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17