Анализ песни:
- Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная, возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле)
- Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по-своему решает проблему взаимоотношений Бога и человека?
Учитель музыки: Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ. Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету?
1 куплет - мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела). Со слов “О Боге великом” - крещендо (усиление звука, развитие чувств).
- Давайте споём мелодию1 куплета.
Задание: прослушайте ещё раз припев - у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении учителя.)
- Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко?
Ангел любви летит над землёй,
Летит над землей.
Ангел любви летит над тобой,
Летит надо мной. (Мелодия проникновенная, распевная, лирическая - выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.)
Припев: mf (негромко) - 1 раз, 2 раз - чуть ярче. 2 куплет: на mf., со слов “И долго на свете томилась она” к словам “и звуков небес” кульминация! (усиление чувств до F). Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf. 3 куплет (добавляет композитор).
- Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового - земных образов томления, тоски, “желаний чудных”)?
Задание:
- Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная, призывность интонации: со слов “Ангел любви” 2 раза - 1 раз на р (тихо), 2раз - с р до F(громко) и наоборот < >, заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда-то (можно спеть одному ученику).
- Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ)
Исполнение 3 куплета классом.
Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной. Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а тональность музыки свидетельствует об истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу-спасителю: земные души нуждаются в нем, а вера в Бога озаряет мир “светом любви”.
4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”.
Учитель литературы: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков - русские писатели любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из “вечных” является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела
“Ангел” - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем; появилось в 1839 г. в “Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти).
- О чём говорит этот факт?
1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова “Ангел”.
2. Беседа: Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение? Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что вдохновило на создание песни?
3. Работа парами: Сравните текст песни и стихотворения. Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта?
IV. Групповые задания учащимся:
Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, “как поэзия становится музыкой”.
1-я группа. Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы)
-Уточните в словаре - справочнике определение слова “антитеза”. Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и небесного, что чему противопоставляет поэт (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы).Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли.
2-я группа: Лексика стихотворения. Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух, блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный).
3-я группа: Определение темы, идеи. Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по-другому назвать стихотворение?
4-я группа: Работа над музыкальной выразительностью стихотворения. Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста.
Отчет групп:
1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции.
2 группа. Лексика стихотворения. Ангелы (греч. - вестник) - по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для покровительства человеку.
Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова “В мире литературы”: “Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами”
Серафимы и Херувимы - Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя. Блаженство - полное невозмутимое счастье. Томиться - мучиться, испытывать тяжесть чего-то.
Гимн - а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами, б) торжественная песня, хвалебная песнь.
3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова.
4 группа. О музыкальной выразительности стихотворения.
V. Работа по картине Рембрандта “Святое семейство”.
Ученик художественной школы: Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:
· “Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо
· “Вдохновение поэта” художник Пуссен.
· “Сикстинская мадонна” художник Рафаэль.
· “Явление Христа народу” художник А. Иванов.
Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо - лик женщины-матери; спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими крыльями покой и благодать)
Учащиеся вспоминают значение слов “святой”, “блаженство”.
Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к “святому семейству?”
Примерные ответы:
· Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.
· Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.
· Они блаженны.
· Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.
· Что помогает человеку жить? Что спасает от греха?
· Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.
· На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия. Умиление, маленький земной рай.
Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта “Святое семейство”.
VI. Подведение итогов:
- Что сближает эти произведения искусства: “Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, “Святое семейство” Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное). Почему важно человеку знать произведения духовного содержания?
Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание. В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.
VII. Исполнение песни “Ангел”.
Под “Великий колокольный звон” дети уходят.
Заключение.
В ходе изучения различных подходов к проблеме духовного воспитания школьников-подростков и анализа программы «Музыка» в 5-7 классах можно сделать следующие выводы:
1. Большой вклад в формирование музыкальной культуры школьников-подростков внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев, А.Г. Болгарский, Н.В. Гузий, З.К. Кальниченко, Л.Г. Коваль, А.Н. Сохор, Л.А. Хлебникова, В.В. Медушевский и др.
2. В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов Крячко А.А., Феоктистова Т. Г., Шитякова Н.П., Т.В.Лазаревой, Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой, Д.Г.Левчук, О.М.Потаповской и др.
3. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, специфика которого заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение: это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.
4. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально - экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Поэтому основная задача музыкального воспитания старшеклассников заключается в воспитании их художест-венного вкуса таким образом, чтобы по окончании школы они располагали верным ориентиром в оценке явлений окружающей музыкальной жизни.
5. Главная задача уроков музыки в 5-7 классах -- помочь учащимся осознать свое отношение к различным явлениям музыкального искусства, начать поиск своей позиции в искусстве и жизни. Поэтому основным способом построения содержания является диалог сознаний, художественных позиций, стилей, личностей, вкусов, а основным методом преподавания -- художественно-педагогическое общение.
6. Рассматривая музыкальное искусство как воспитательный потенциал подростков необходимо учитывать все пласты музыки - классическую, народную и религиозную - которые и объединяются под общим названием духовная музыка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.
3. Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание // Музыка в школе.2003г. № 2.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
5. Гончаров И.Ф. Эстетической воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986г.
6. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. - Мн.: Издательство Юнипресс, 2006г.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. «Муз. воспитания», «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1989г.
8. Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. - Мн.: Красико-Принт, 2006г.
9. Духовно-нравственное воспитание на православных традициях: Мультимедийное пособие. Выпуск №1. - Витебск, 2006г. (vitoroik@mail.ru).
10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984г.
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989г.
12. Кабуш. Система гуманистического воспитания школьников. - Мн.: Просвещение, 1989г.
13. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
14. Крюковский, Н.И. Человек прекрасный: очерк теоретической этики челове-ка / Н.И. Крюковский. - Мн., 1983г.
15. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С.Куломзина. - М.: «Мартис», 1994г.
16. Лазарева Т. Красота спасет мир: Учебно-методическое пособие для православно-ориентированных школ и педагогов. - М.: «Артос- Медиа», 2006г.
17. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В.Медушевский. - Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999г.
18. Медушевский В.В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. - М., Московская консерватория, 2001г.
19. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. - Мн.: Тессей, 2006г.
20. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). - М.: Планета, 2000г, 2003г.
21. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др., под. ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986г.
22. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л.- М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006г.
23. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. - М.: Мартис, 1997г.
24. Программа по музыке и церковному пению для общеобразовательных учреждений. Выпуск 2 / Авторское объединение «Русская школа - 2000». Ред. И.В.Метлик. - М.: Пересвет. - 2003г.
25. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личнос-ти // Философ. науки. 1997г. № 2.
26. Сигейкина Е.Б. Из истории русской духовной музыки // Музыка в школе. 2003г. № 1.
27. Синдикова Г.М. Влияние ценностного потенциала музыкальных произведений на духовное развитие учащихся // Музыка в школе. 2005г. № 5.
28. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. - М., 1989г.
29. Шульга Р.П. «Искусство и ценностные ориентации личности» // Музыка в школе. 1989г. №2.
30. Федотова, В.Г. Душевное и духовное // Философ. науки. 1988г. № 7.
31. Франкл, В.Ф. Непостижимое. Онтологическое введение в философию ре-лиги / В.Ф. Франкл. - М., 1990г.
32. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. М., 1989г.
33. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферой эпохи // Педагогика. 1996г. № 2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8