Рефераты. Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка -- богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жиз-ненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фоль-клор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа -- это его духовное богатство. В ней, в пес-не, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные -- при любых об-стоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом -- народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Ро-дины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной куль-туры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка -- не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуаль-ного варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Глава II. Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.

2.1 Анализ программы «Музыка» в 5-7 классах: духовный аспект.

Пятый класс.

Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического ин-тонирования, одновременного восприятия созвучных произ-ведений различных искусств. Их ассоциативно-образное мышление постоянно стимулировалось обращением к сход-ным художественным средствам и приемам в родственных видах искусства при выполнении творческих заданий: озву-чивании стихотворений и картин, создании речевой полифо-нической картины, сочинении мелодии к словам и слов к ме-лодии, моделировании развития и формы музыкальных про-изведений, создании к ним иллюстраций и пластических импровизаций. Накопленный практический опыт дает воз-можность осознать, осмыслить художественные связи на уровне эстетического обобщения, суждения, понятия, т.е. на уровне темы.

Сопоставление различных искусств проводится по следу-ющим направлениям:

* интонация в разных искусствах и родственность спосо-бов ее выражения;

* содружество искусств в большинстве жанров музыки;

* способность музыки выражать человеческую душу и использование ее с этой целью в произведениях литературы, театра, кино;

* отражение человека и мира всеми искусствами, главные темы искусства;

* созвучие художественных красок разных искусств;

* нужны ли музыке слова и обязательно ли ее видеть.

Нравственно-эстетическим центром содержания предмета в пятом классе являются размышления о красоте мелодий II. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Моцарта, Э.Грига, Ф. Шуберта, Е. Глебова, белорусских народных песен, подводящие детей к нравственно-эстетическим обобщениям: «Красота мелодии как красота души», «Что значит “Музыкальный человек”» и «Музыкальная душа моего народа».

В первом полугодии рассматриваются разнообразные связи музыки с литературой, театром и кино - искусством и словом. Расширяются представления детей в жанрах вокальной, театральной и инструментальной музыки. Они знакомятся с синтезом искусств вокальных и театральных жанрах, а также с непрограммной музыкой в жанрах вокализа, струнного квартета, симфонии, концерта, инструментальной пьесы (прелюдии, ноктюрна).

Во втором полугодии рассматриваются связи музыки с изобразительным искусством. Они предстают как проблема содержательности, специфической изобразительности музыки и палитры ее звукоизобразительных средств.

Музыкальный материал.

Государственный гимн Республики Беларусь. Музыка Н. Соко-ловского, слова М. Климковича и В. Коризны.

"Рэчанька", "Як на рэчачцы, на дошчачцы". Белорусские на-родные песни.

"Зашумела лес-дубрава", "Як з-пад гор, з-пад гор", "У зялёным лузе каліна стаяла". Белорусские народные песни.

"А з нашага поля". Белорусская народная песня.

"Кума мая, кумачка". Белорусская народная песня. Обработка П. Серых.

"Беловежская пуща". Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Доброн-равова.

"Балада пра маці". Музыка И. Кузнецова, слова В. Шымука.

С. Рахманинов. Вокализ. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (фрагмент I части).

П. Чайковский. "Грустная песенка". "Осенняя песнь", "На тройке" (из цикла "Времена года").

Р. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром, ч. II.

Н. Римский-Корсаков. Опера "Садко": вступление "Океан -- море синее"; колыбельная Волховы; песня Садко "Ой ты, темная дубравушка"; ария индийского гостя; ария варяжского гостя.

Г. Пукст. Дуэт Марыша i Сауш, "Песня пра вожыка" из опе-ры "Марынка".

Е. Глебов. "Адажио" из балета "Маленький принц".

П. Римский-Корсаков. "Сеча при Керженце". Симфоническая картина из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже".

С. Прокофьев. "Сказки старой бабушки".

А. Бородин. Квартет № 2, ч. III.

Н. Аладов. Струнный квартет № 1. Фрагмент I части.

В. А. Моцарт. Фантазия d-moll.

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, ч. I.

Г. Свиридов. "Тройка", "Весна-Осень". Из музыкальных иллюс-траций к повести А.Пушкина "Метель".

Л. Бородин. Вторая симфония, ч. I (фрагмент).

М. Мусоргский. "Избушка на курьих ножках" ("Баба Яга") из цикла "Картинки с выставки".

С. Прокофьев. Ария Кутузова и "Вальс" из оперы "Война и мир".

Е. Тикоцкий. Ария Апанаса из оперы "Дзяучына з палесся".

М. Мусоргский. "Рассвет на Москве-реке". Вступление к опере "Хованщина".

С. Рахманинов. Прелюдия соль диез минор.

М. Мусоргский. Фрагменты звонов из оперы "Борис Годунов".

А. Вивальди. Скрипичный концерт "Зима" (фрагменты) из цикла "Времена года" (пластическая импровизация).

К. Сен-Санс "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных".

B. Оловников. "Нарочь": I часть симфонической поэмы. Искусство колокольных звонов (фрагменты).

М. Мусоргский. "Богатырские ворота", "Старый замок",

"Лиможский рынок" из цикла "Картинки с выставки" (на выбор).

К.Дебюсси. "Затонувший собор", "Сады под дождем".

C. Рахманинов. Прелюдия G-dur.

С. Рахманинов. Этюд-картина Es-dur.

К. Вебер. Хор охотников из оперы "Вольный стрелок" (валторны).

П. Чайковский. "Адажио" (виолончели), "Вальс цветов" (арфа), "Бой с мышами", "Па-де-де" из балета "Щелкунчик".

Стравинский. "Петрушка". Потешные сцены (фрагменты).

Ф. Шуберт. "Аве Мария".

Бах -- Ш. Гуно. "Аве Мария".

Чайковский. "Мама", "В церкви" из "Детского альбома".

А. Новиков. "Ариозо матери" из поэмы "Нам нужен мир".

Дж. Каччини. "Аве, Мария"

(С.Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся", "Шестопсалмие" и "Всенощное бдение" (отрывки).

П. Зиновьев. Песнопение "С нами Бог" и др. произведения.

Шестой класс.

Главная задача учебного года -- помочь учащимся осознать свое отношение к различным явлениям музыкального искусства, начать поиск своей позиции в искусстве и жизни. Поэтому основным способом построения содержания является диалог сознаний, художественных позиций, стилей, личностей, вкусов, а основным методом преподавания -- художественно-педагогическое общение.

Проживая восприятие музыки великих мастеров с позиции писателя А. Чехова, хирурга С. Юдина, журналиста Ю.Фучика, дипломата Г. Чичерина сквозь призму отношений композиторов друг к другу, ребята оказываются втянутыми во внутренний диалог эпох, культур, мировоззрений, в эпох, культур, мировоззрений, в котором хочется сказать и свое слово, выразить свое мнение.

Художественная правда осмысливается подростками и как мастерское воплощение композитором правды жизни, и как его нравственно-эстетическая позиция служения истине, людям.

Очень важно за выдающимися именами и авторитетными позициями не потерять самобытное личностное отношение подростков к музыке. Поэтому в программе наряду с шедев-рами мировой культуры содержится достаточное количество произведений, адресованных этому возрасту, юношески романтических, игровых («музыка о нас и для нас»), а также произведений современных, популярных у молодежи.

Обилие в содержании учебных тем серьезного классичес-кою и фольклорного репертуара делает необходимым чередование его с шуточными, игровыми, плясовыми и современ-ными эстрадными произведениями, позволяющими максимально активизировать инструментально - исполнительскую и пластическую деятельность ребят.

Музыкальный материал.

Дзяржауны гімн Рэспублікі Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны.

"Дауно, дауно тое было". Белорусский духовный стих.

"Што за месяц, што за ясны", "Ой, не кукуй, зязюленька". Белорусские лирические песни.

"То не ветер ветку клонит". Русская лирическая песня.

"Зеленая рощица". Русская народная песня. "Во кузнице". Русская народная песня.

"Школьная песня". Музыка Е. Крылатова, слова С. Гребен-никова и Н. Добронравова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.