Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т.А.Мерцалова).
Период обучения в пятом - седьмом классе занимает в процессе музыкального раз-вития школьника особое по важности место. Именно в это вре-мя закладываются основы мировоззрения, формируются вку-сы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музы-ки показывает, что подростки на них часто не получают доста-точного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Одной из главных причин этого является то обстоятельство, что учитель музыки малокомпетентен в вопросах работы с учащи-мися подросткового возраста и проводит уроки в среднем звене школы формами и методами, существенно не отличающимися от методики музыкального воспитания младших школьников.
Методы музыкальной работы должны максимально сти-мулировать интерес, самостоятельность и творческую ини-циативу подростков. Все большее значение приобретает со-здание проблемных ситуаций, творческие задания, становит-ся возможным проведение уроков-диспутов, уроков-турниров. Семиклассники с удовольствием включаются в совместный с учителем поиск пластического выражения музыкального образа, озвучивают стихи и картины, пишут музыкальные рассказы и сочинения о музыке. Актуальной является много-плановая работа на уроке и дома с дневниками музыкальных впечатлений, которая помогает организовать восприятие му-зыки, ее запоминание, систематизировать процесс решения основных содержательных проблем года с помощью опор-ных таблиц и схем.
Учителю важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность ребят должна быть основана на выразительном «осмысленном интонировании и вне его, вне оперирования конкретными музыкально-слуховыми представлениями осу-ществляться не может. Поэтому огромное значение имеет постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача имеет тем более важное значение, что без свободного оперирования разнообразными стилевыми и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык -- язык полистилистики с огромной духовной и художественной ем-костью его значений.
Среди исполнительских видов музицирования по-прежнему приоритетное значение имеет певческая деятельность ре-бят, однако желательно, чтобы она сопровождалась аккомпа-нементом на престижных для подростков инструментах: ги-тарах, электроинструментах, синтезаторе, фортепиано, ударных. Необходимо выявлять в каждом классе ребят, вла-деющих этими инструментами, и с помощью индивидуаль-ных и групповых консультаций и занятий в кружках дифференцированно готовить их к художественной деятельности на уроке музыки.
Внимательного отношения учителя требует и состояние певческого голоса подростков. В этот период мутация может проходить особенно болезненно у мальчиков, однако и в во-кально-хоровой работе с девочками требуется соблюдение щадящего певческого режима. Несмотря на определенные затруднения, вызванные мутацией, подростки, как правило, любят петь и сочинять собственные, авторские песни. Имен-но в певческой деятельности наиболее успешно и «зримо» проявляется их способность к собственной творческой ин-терпретации музыкальных образов.
Семиклассники с удовольствием выступают и в ролях слу-шателей, рецензентов, критиков, участвуют в дискуссиях, турнирах и подборе художественного материала к урокам. На протяжении всего учебного года в процессе разнообразных диалогов серьезной и легкой музыки, через выявление худо-жественных открытий и классических традиций учащиеся подводятся к выводу о бессмертии великой классической музыки разных веков, ее устремленности в будущее, к свер-шению идеалов человечества. Формированию личной цен-ностной позиции учащихся в мире музыки помогает выделе-ние в «Дневниках музыкальных впечатлений» страницы лю-бимых композиторов и музыкальных произведений.
Подводя итог вышесказанному хотелось бы отметить, что учителю, важно помнить: какие бы серьезные проблемы в музыкальном воспитании и образовании детей он ни решал, нужно начинать всегда с близкого в данный момент ребятам музыкального материала, который волновал бы их, был интересен, и, найдя эмоциональный отклик, разумно строить репертуарную политику в нужном направлении. Ведь единого шаблона, по которому можно преподавать музыку в любом классе, просто не существует.
1.3 Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков.
В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор-мированию и развитию у учащихся ка-честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по-скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на-правлено на познание, прежде всего внут-реннего мира человека, его идеалов, жиз-ненных ориентиров и ценностей.
Кто осмелится отрицать великое значение музыкального ис-кусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до на-стоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художе-ственного и, в частности, музыкального образования неизбеж-но оборачивается для школы недооценкой нравственного, гу-манистического начала в воспитании.
Действительно, что такое музыка? Музыка - одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе - в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание - правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.
Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля-ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис-полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук-рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо-ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?
Музыка -- тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду-ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними -- душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.
Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.
Спо-соб организации духовного мира у Баха -- символический (символ -- знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны -- сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин-ство преображаемого, преображающего и преображения -- как об-наружение самой важной тайны художественности.
Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков-ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли-шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда-ется духовному анализу.
На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту-питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.
По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», -- говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Традицию церковного пения всегда отличала естествен-ность и величественная простота, благоговейная радость, вос-торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха-рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху-дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду-шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен-ность народа.
Подходя с этих позиций к различным образцам националь-ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под-ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль-ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени-ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка -- не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры-ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об-разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан-рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры-тия» высокой миссии бессмертного искусства -- быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.
Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, “Литургия” и “Всенощная” Чайковского, “Всенощное бдение” Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8