В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит. 2, 4) и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. б, 4). Каждый родитель должен помнить о своей ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).
Дитя воспринималось в соответствии с этими представлениями как «дар Божий», в русской народной традиции «дети в супружестве именовались Божьим благословением», а также -- «благодать Божья». Современный богослов отмечает, что ребенок -- это «чудо Божие, это величайший дар, которым Бог может наградить человека». Народный опыт воспитания показывает, что не только малые дети нуждаются в помощи и совете самых близких людей -- родителей. Чем старше становится человек, тем на более высокий уровень поднимается его общение с родителями. Священное Писание обращает внимание детей на то, что родители передают детям приобретенный ценой собственных ошибок жизненный опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Пр. 1, 8).
В русском фольклоре находим аналогичное замечание: «Родительское слово мнмо (на ветер) не молвится».
Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей пренебречь опытом родителей и приобрести свой собственный опыт, пусть даже ценой горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5), «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15, 5).
В русском фольклоре встречаем аналогичные пословицы и поговорки: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам молодец». Хотя в данном случае можно отметить, что в русской народной традиции более заметна насмешка над непутевыми детьми.
В другом месте Ветхого Завета встречаем прямой призыв к детям: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Пр. 4, 1).
Советы и наставления родителей -- драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление -- свет, и назидательные поучения -- путь в жизни» (Пр. 6, 20 - 23).
Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери с путеводными нитями в русской народной традиции ассоциируется с волшебным клубочком, полученным от мудрого старичка. Этот клубочек ведет юного героя сказки сквозь все препятствия к заветной цели и помогает ему победить всех врагов.
Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу» (в древности так делали зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Русская народная педагогика с мягкой иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих ошибках, а все остальные -- на своих».
Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником счастья для своих родителей: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем» (Пр. 23, 24). Нет большей радости для родителей, чем дождаться от добрых детей внуков и благословить их. Встретив после долгой разлуки любимого сына, со слезами радости говорит отец: «Не надеялся я видеть твое лице; но вот Бог показал мне и детей твоих» (Быт. 48, 11).
С другой стороны, достойные родители -- предмет восхищения и радости детей: «Венец стариков -- сыновья сыновей, и слава детей -- родители их» (Пр. 17, 6).
Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и обогащается советами родителей. Русская народная педагогика вторит советам Библии: «Хорошо, как и при старости отец» (2, т. 1, 301). Народная мудрость обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье -- общение с родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет детям (при сохранении почтительности к родителям) с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей, пережить радость общения на равных по мудрости и опыту.
Однако не всегда общение с престарелыми родителями доставляет детям только радости. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей, которые требуют такого же тщательного ухода, который оказывали много лет назад своим малолетним детям. Указание на это встречаем в книге Притчей Соломоновых: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет» (Пр. 23, 22).
Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением в целях воспитания самых кратких фольклорных форм -- пословиц и поговорок. Очень широко применялись в практике народного воспитания и более крупные фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия. Указанная притча содержит многочисленные жизненные реалии, живописует жизнь крестьянской семьи знакомыми слушателям красками, делает слушателей почти участниками происходящих событий.
В более доступной форме, с соответствующими бытовыми подробностями, такая притча раскрывала смысл употреблявшихся в аналогичных случаях пословиц и поговорок: «Детиотца бьют, на себя запас пасут», «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына (из сказки: дурачок отца на лубочке под гору в овраг спустил)» и др.
Смерть родителей во всех культурах традиционно воспринимается как величайшее горе. Не случайно еще древние говорили, что человек может ощущать себя счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для описания сильного горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать» (Пс. 34, 14). Особенно сильно ощущается горе от потери родителей осиротевшими детьми. Русская народная педагогика с горечью констатирует невосполнимость такой утраты: «В сиротстве жить -- слезы лить», «Пчелки без матки -- пропащие детки».
Даже став взрослыми, встав на ноги, обзаведясь собственным хозяйством, с грустью говорят осиротевшие дети, что «На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Все купишь, а отца-матери не купить» и др.
Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к родителям в русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. При равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей -- бесценный дар детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и благополучной.
Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы, вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа - церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно - в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.
Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве. Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.
Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка. Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность за воспитание - значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.
Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано - хотя бы наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для старшеклассников. Это очень важно для ребят - ощутить свою школу не одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-то кроме узкого круга однокашников - других ребят, таких же православных, живущих сходными интересами и проблемами.
Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального положительного учебного, методического, административного и даже воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному. Для одних - это особая ответственность и духовное родство, для других - панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня, Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого всячески "смиряются" перед детьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17