2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.
Задачи программы:
Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);
Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.
Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Таблица 1. Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей
Направление
Формы и методы
Ожидаемый
Методическое
Службы
деятельности
работы
результат
Обеспечение
сопровождения
Диагностическое
Наблюдение
Получение первичной
Соц. педагогич
(исследование
Информации о поведении,
психосоциального
межличностных отношениях
состояния детей
ребенка со сверстниками
Опросник
определение
Шапарь В.Б.
Психолог
Басса-Дарки
уровня агрессии
Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с.
Соц. педагог
Методика
«Шкала тре-
уровня тревожно-
Практиче-
Соц. пе-
вожности» Дж. Тейлора
сти
ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с.
дагог
Воспита-
«Альтерна-
уровня самооцен-
тельный
тивный список качеств личности»
ки
процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с.
выявление отно-
Полонский
«Недописан-
шения ребенка к
И.С. Прак-
'
ный тезис»
семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка
тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с.
Социально-
Индивидуаль-
- активизация по-
психологи-
ное психоло-
зитивных устано-
ческая кор-
го-
вок, мотивов,
рекция
педагогиче-
ценностей у ре-
эмоцио-
ское
бенка;
нально-
консультиро-
преодоление
волевой,
вание
чувства неуверен-
личностной
ности в себе;
сфер ребенка
Тренинг лич-
Формирование
Лютова Е.К.,
ностного рос-
адекватной само-
Монина Г.П.
та
оценки
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с.
Тренинг ком-
Развитие чувства
Асмолов А.г.
муникативных
сотрудничества,
Тренинг об-
умений
снятие напряже-
щения с
Упражнения: «Ваятель», с.96;
«Поменяться местами», с.96;
«Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90
ния
подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005.-215с.
Аутогенная
Снижение уровня
Истратова,
тренировка
тревожности
О.Н. Практи-
«Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75
кум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -349 с.
Игротерапия
Романова
Игры:
агрессии и преодо-
А.А. Игро-
- «Что случи-
ление эмоциональ-
терапия: как
лось?», с.37;
«Кто есть кто», с.38;
-«Ты диктуй, а я буду пи сать о том, что случилось», с.39;
-«Зло ищу, пальцем по кажу», с.40
ных расстройств
преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2003. -48 с.
Метод ком-
Выявление осо-
Овчарова
плексной эс-
бенностей се-
Р.В. Спра-
Соц. педа-
пресс-
мейного воспи-
вочная кни-
гог
диагностики
тания и отно-
га социаль-
родителей
шения родителей к детям
ного педагога. - М..-ТЦ Сфера, 2005. -480 с.
Коррекция
Преодоление
детско-
ное психолого-'
затруднитель-
родительских
ных психоло-
отношений
ское консультирование родителей
гических ситуаций в семье, во взаимоотношениях с ребенком
Педагогиче-
Расширение и
ское поруче-
восстановление
ние (творче-
воспитательно-
Классный
ское домашнее
го потенциала
руководи-
задание для
неполной се-
ного педаго-
тель
родителей) на тему «новые семейные традиции»
мьи
га. - М.:ТЦ Сфера, 2005. -480 с.
Образователь-
Семейные лек-
повышение
Целуйко
ное
тории
психолого-
В.М. Пси-
Тема «Виды
педагогической
хология не-
нарушений
культуры роди-
благополуч-
семейного воспитания и характер ребенка»
телей
ной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2004
.-272 с.
Арттерапия
Снижение
уровня
Копытин
Изобразитель-
агрессии
и тре-
А.И. Основы
ная деятельность в сочетании с движением и танцем:
-«Ведущий и ведомый»;
-«Тактильное знакомство»;
-«Эмоции»;
«Рисунок жестов»;
-«Танец», с. 250
вожности
арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12