1. Препятствие - отсутствие ориентировки;
2. Препятствие - трудность;
3. Препятствие проблема.
Отсутствие ориентации как препятствие мы связываем, главным образом, с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться, то есть определить свое местоположение в пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения, опасностях для жизни; определить оптимальное направление своей активности. Отсюда в системе поддержки ориентировать - означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию, и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении.
«Я- препятствия» обычно лежат в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой компонентах структуры личности.
Препятствие -- трудность: некоторая сложность в деятельности, в отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.
Препятствие-проблема - есть переживаемая недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата; и эту недостаточность нельзя устранить имеющимся у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов или отказаться от в принципе не решаемых задач.
Социальные препятствия («ОНИ -- препятствия»). Источником этого вида препятствий выступает социальная среда -- школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населённого пункта и др.
Материальные препятствия могут лежать в сфере образовательного процесса (недостаток учебников пособий, помещений, оборудования в школе), или связанные с материальным положением семьи.
Предпринятая дифференциация препятствий не исключает другие подходы. Продуктивным, на наш взгляд, может оказаться исследование препятствий, сопутствующих процессам самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, что потребует специального внимания к неизбежным трудностям самопознания.
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно социально-педагогической поддержки. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в лице социального педагога, как первого контактного для ученика и его родителей профессионала, удерживающего целостность ребёнка, берёт на себя интегрирующую функцию.[9, с. 18]
Основными принципами обеспечения социально-педагогической поддержки могут служить следующие:
-Согласие ребёнка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
совместимость, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность (анонимность);
доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
-реализация принципа «Не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Эти принципы разработаны О.С. Газманом. Их смысловое содержание было прослежено при проектировании индивидуальной деятельности основных субъектов социально-педагогической поддержки - классных воспитателей, кураторов, социальных педагогов.
С позиции изложенных выше теоретических положений о социально-педагогической поддержке детей мы подходим к деятельностному подходу в осуществлении данной помощи, проводимой социальным педагогом. [1,с.67]
Таким образом, система социально-педагогической поддержки направлена на устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка и поддержание его в трудной жизненной ситуации.
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
Инфантицидный - детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
Бросающий - ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV-XVII вв.).
Амбивалентный - дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV-XVII вв.).
Навязчивый - ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
Социализирующий - усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них - объект воспитания и обучения (XIX - начало XX в.).
Помогающий - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. - настоящее время).
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п. В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г. В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско - детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско - детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Е. А. Личко (Личко А. Е.) разработал следующую классификацию семей:
¦ полная семья (есть мать и отец);
¦ неполная семья (есть только мать или отец);
¦ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи . В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12