Особое распространение на западе получила критическая концепция А. Маслоу, К. Роджерса. Сторонники гуманистической психологии утверждают, что задача взрослых в процессе социализации ребенка понять проблему и не подсказывать ребенку ее решение. Для личности и ее поведения, важное значение имеет формирование «Я - концепции», которая выступает системой самовосприятия и отражает те характеристики, в которых человек себя воспринимает.
Сторонники субъект - объектного подхода Э.Дюркгейм, О. Конт, Т.Парсонс, Г. Спенсер и др. предполагают пассивную позицию человека в процессе социализации, саму социализацию рассматривают как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии присущей ему культурой. Данная модель должна обеспечивать функцию адаптации, функцию интеграции, затрагивающую правовые институты, обычаи; функцию воспроизводства структуры, отвечающую за систему верований, морали и органы социализации. Общество как система должно выполнять данные функции.
Центральной частью процесса социализации с точки зрения представителей субъект - субъектного подхода, является формирование «Я» (себя). Оно не дано биологически, но появляется, определяется в ходе взаимодействия с окружающим, доказывают Ф. Дэвис, И. Гофман, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Р.Тернер.
Дж. У. Вандер Занден определяет социализацию как процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, отношения ценности и модели поведения, необходимые для эффективной жизнедеятельности в обществе.В процессе социализации, в частности социальной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к условиям социальной среды, проявляется объективная потребность ребенка проявить себя. Индивидуализация ребенка выражается в том, что те или иные значимые качества его личности проявляются в индивидуальной присущей именно ему форме. Именно таким образом, происходит вхождение ребенка в социум его социальное развитие.
Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.
Рассмотрим основные педагогические концепции социализации подрастающего поколения в отечественной и зарубежной науке.
Концепция социального развития в Вальдорфской педагогике представляет социализацию как систему бережного разворачивания духовной жизни личности. Целью концепции Р. Штейнера было создать равные условия в социуме к обучению детей с различными способностями и разным социальным происхождением. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вальдорфской школы. Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори, является саморазвитие. Основанный на идеях природосообразности воспитания педагогический подход актуален по сегодняшний день.
Педагогическая концепция социализации французского педагога ХХ века С. Френе сводится к тому, что для развития социальных способностей детей, нравственных и гражданских качеств их личности недостаточно просто изменить программы и методы обучения. Основное значение в социализации он придавал свободной школе. Главным способом обучения и развития ребенка С. Френе считал свободное творческое выражение ребенком своего «я».
Французский психолог Ш.З. Годрон отмечает: «Даже новорожденного нескольких секунд от роду нельзя назвать асоциальными, потому что связь с обществом зарождается в атмосфере человеческих привязанностей с самых первых минут его жизни. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми-взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Отношения, существующие между ребенком и этой жизненной средой, порождают и поддерживают определенные социальные взаимодействия. Таким образом, в ходе своего развития -для того , чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем)и взаимодействовать с ним».
Оригинальная концепция социального развития ребенка выдвинута Валлоном (1954г.). Окружающая среда, по его мнению, - это прежде всего обстановка, атмосфера, связанная с комплексом «субъект - «другой» - внешний мир». При этом, однако, способности ребенка могут развиваться через приобретаемый им в этих условиях опыт. Окружающая среда - это также «другие». Социализация ребенка происходит в рамках отношений, устанавливаемых ребенком с «другими», которые присутствуют и которых он идентифицирует и интерпретирует. Согласно концепции Валлона, роль «другого» заключается в том, чтобы способствовать психогенезу социального поведения ребенка. Противопоставление себя «другому», столкновение с «другим» индивидуализирует ребенка и в то же время питает его ощущения бытия и стремление к самоутверждению.
В зарубежных философско-психологических концепциях социализация тождественна понятию «развитие личности». Однако существенное различие этих понятий доказывает следующие подходы отечественных ученых, которые рассматривают социализацию с позиции воспитания личности.
Проанализируем педагогические концепции детской социализации в отечественной науке начала ХХ века.
П. Ф. Каптерев в своем подходе к социализации отстаивает ценности русской классической педагогики, верность идеям народности. Он рассматривает изменение личности под воздействием внешних влияний как процесс присвоения культуры.
К. Н. Вентцель ориентируется на идеи свободного воспитания детей в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание - активное самоизменение личности в процессе усвоения культуры.
В.В.Зеньковский рассматривает процесс, цели социализации в системе православной жизненной миссии человека.
Мы выделяем подход С. И. Гессена, который основывается на взаимосвязи духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры. Концепции социализации, ориентирующие на всесторонне воспитание личности, определяются в трудах советских ученых (П.П. Блонского, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина).
Концепции социализации в рамках педологии (Л.С. Выготский, А.Б.Залкинд) сохраняли свои тенденции в отечественной науке до середины 40-х гг. ХХ века.
Используя педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева указывает на необходимость такой системы, которая помогла бы воспитать человека в лучшем значении этого слова и обеспечивала бы всестороннее развитие личности, начиная с раннего возраста. Идеи свободного воспитания детей, педагогическая защита ребенка, позиции «свободного самовыявления ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка» являлись характерными особенностями педагогического наследия концепции Л.К.Шлегер.
Новые взгляды на проблему социализации детей и принятие ее как явления общественной жизни оформляются в отечественной педагогике в середине 60-х годов ХХ века.
Исследование (1968г.) Р.С. Буре, посвященное проблеме взаимоотношений дошкольников, находит свое отражение в педагогике 80-х гг. в концепции социального развития дошкольника С. А. Козловой.
Педагогические концепции середины 80-х годов рассматривают особенности коллективных взаимоотношений детей: желание сообща играть, трудиться, дружеское расположение детей друг к другу, проявление интереса к замыслу товарища, ответственность (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н.Жуковская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Д.И. Сергеева, А.Д.Шатова) [85;180;105;].
Методология системного подхода позволяет рассматривать социализацию как целостный и непрерывный процесс, где главное внимание уделяется ее составляющим, связанным с воспитание и образованием личности.
В начале 80 -х гг. процесс социализации рассматривается с позиций воспитания и образования детей в разных социокультурных средах (В.Г. Бочарова, Р. Гурова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И.Новикова, В.Д. Семенов, Е.В. Субботский, В.Н. Турченко, Ф.Р.Филиппов, А.Г. Харчев и др.). Эти авторы в своих исследованиях оперируют понятиями «социальные нормы», «социальные институты», «социальная среда», «социальная активность личности» и «социализация», в соотнесении с традиционными, составляющими предмет педагогики.
А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации как сочетание приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества и рассматривает ее в контексте социального воспитания.
По мнению Г. М. Андреевой, социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Анализ педагогических концепций социализации 90-х годов позволяет определить, что в современной науке наблюдаются различные подходы к ее изучению:
-взаимосвязь стихийных воздействий среды, организованных средствами образования в процессе социализации рассматривают О. С. Газман, В.А.Караковский, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова, М. А. Галагузова;
-влияние факторов институтов и агентов социализации на адаптацию человека к обществу раскрывают (И. С. Кон, А. В. Мудрик) [89 ;114; 115;116];
-освоение воспитанниками норм, ценностей, установок общества (Г.М.Андреева, Б. П. Битинас, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, Р.А.Литвак, Р.В.Овчарова, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова);
-творческую самореализацию личности в социуме (Е. В. Бондаревская, Кульневич, В.И. Слободчиков).
Рассматривая социализацию с позиции социальной педагогики,
Н.Ф. Голованова дает ее определение как целостной педагогической системы, в которой соединяются:
-деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
-общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
-содержание и структура его самосознания.
Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который он приобретает посредством деятельности.
Педагогика рассматривает социальный опыт как составляющую процесса социализации. Осмысливая сущность социализации, следует учитывать ее двусторонний характер. С одной стороны, это «культурная ассимиляция», то есть адаптация-интеграция - вхождение индивида в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Социализация, по определению И.С. Кона, «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.
С другой стороны, автономизация личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности.
Целенаправленная социализация организатором, которой призван быть педагог, решает следующие задачи:
-естественно - культурные, связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического, полового развития;
-социально-культурные - это познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи;
-социально-психологические, связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением. Гуманизация образовательного процесса определяется:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12