Рефераты. Деятельность социального педагога по поддержке детей из неполных семей

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше.

Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это:

увеличение малообеспеченных слоев населения;

увеличение социальной и географической мобильности;

миграция, в том числе и за пределы государства;

ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

рост количества неполных семей;

повышение коэффициента иждивенчества;

социальное сиротство.

За всем этим - совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально - экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Таким образом, анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.

1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями

В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

Задачи программы:

· Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);

· Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

· Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.

Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.

Проанализировав теоретические вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя общеобразовательная школа села Еткуль Челябинской области.

Село Еткуль - один из районов Челябинской области. Основной отраслью производства является сельскохозяйственная продукция, но в настоящее время наблюдается почти полный развал инфраструктуры сельскохозяйственной промышленности. Это привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых основные: высокий уровень безработицы, вследствие чего произошло снижение материального достатка большинства населения, алкоголизация мужского населения, рост числа распавшихся семей и др.

Еткульская средняя общеобразовательная школа (далее Еткульская СОШ) существует с 1930 года. В начале это была семилетняя школа, в 1943 году, после того как произошло образование Челябинской области, школа стала средней общеобразовательной. За более чем полувековой период своего существования у школы сложилась своя история, традиции и уклад.

В настоящее время педагогический коллектив школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую кфалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую.

Количество учащихся с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год составило 641 человек, классов-комплектов - 31. В сравнении за 4 года произошло значительное снижение количества учащихся. С 2002 по 2006 год численность сократилась на 254 ученика, на 12 классов комплектов, что связано с миграцией населения (выезд родителей в города, районы Севера).

В контексте проводимой в школе социально-педагогической деятельности необходимо отметить группы детей, состоящих на внутришкольном учете, в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД, в Комиссии по делам несовершеннолетних. За последние 3 года наблюдается незначительное снижение количества детей данных категорий.

1. Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей включает в себя следующие виды деятельности:

· Диагностическое (исследование психосоциального состояния детей):

-наблюдение;

-опроссник баса -Дарки;

-Методика «Шкала тревожности» ДЖ.Тейлора;

-Методика «Альтернативный список качеств личности;

· Социально-психологическая коррекция эмоционально - волевой, личностной сферы ребенка:

- Тренинг коммуникативных умений;

- Аутогенная тренировка;

- Игротеропия;

- Метод комплексной эспресс-диагностики родителей;

· Коррекция детско -родительских отношений:

- Индивидуальное психолого - педагогическое консультирование родителей;

- Педагогическое поручение(творческое задание);

· Образовательное:

-Семейный лекторий.

2. Социально - педагогическая поддержка родителей включает в себя следующие виды деятельности:

· Организационные - встречи с родителями;

· Диагностическое - социальная паспортизация семей;

· Коррекция детско-родительских отношений - индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей;

· Образовательное - Семейные лекции.

3.Взаимодействие с педагогическим коллективом по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей включает в себя следующие виды деятельности:

· Консультирование.

1.3 Педагогические условия успешной социально - педагогической поддержки детей из неполных семей

В последнее десятилетие активно возрастает интерес к педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей социальной среды, которая соответствует современным условиям воспитания подрастающего поколения. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. В конце ХIХ века термин «социализация» стал использоваться применительно к развитию человека.

C позиции социальной психологии социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности.

Вплоть до середины 80-х годов ХХ века проблема социализации подрастающего поколения рассматривалась как предмет изучения социально-психологических наук. Словарь современной западной социологии дает следующее определение социализации: это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит. Классификацию существующих в западной психологии концепций социализации определяли сторонники нескольких направлений, в основном, философских и социально-психологических течений. Однако в них четко просматриваются аспекты воспитательного значения. Социализация определяется Т. Парсонсом, как путь достижения социального равновесия, с помощью которого общественные ценности передаются от одного поколения к другому. Г. Тард рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию в народ. З. Фрейд, Э. Эриксон, основоположники психоаналитической концепции, выделили первыми механизмы социализации ребенка: подражание, имитацию и идентификацию. Имитация, по мнению З. Фрейда, является осознанной попыткой ребенка копировать определенную модель поведения. Под идентификацией им понимается способ осознания принадлежности к иной общности. В основе данной трактовки положено представление о человеке как биологическом существе, приспосабливающем врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе. Он считал, что процесс социализации заканчивается к пяти-шести годам, таким образом отрицал влияние социальной среды и обозначал семью в качестве главного агента социализации. Э. Эриксон интерпретируя педагогическую сущность социализации, указывал, что главное в этом процессе развить социальные чувства детей, организовать интеллектуальное осознание ошибок и достижений в своем поведении. Социализация личности происходит в процессе принятия социальных ролей, утверждали представители ролевой концепции Дж. Г. Мид и Э. Дюркгейм. Суть педагогического подхода в данной концепции определяется необходимостью создания правил и планов социального поведения детей, придавая ему в нужный момент необходимую ролевую форму. Идеи Дж. Г. Мида перекликаются с исследованиями Ж. Пиаже и Л. Колберга, представителями когнитивной концепции социализации, которые указывали на значимость социального взаимодействия при освоении личности ролей.

Целью социализации сторонников психодинамической концепции К.Левина, Ф. Хайдера было научить человека жить, используя атрибуции повседневных событий поступков людей, в основе игры учить детей распознавать ошибки, причинно-следственных связи социального поведения других людей, побуждать их относиться к окружающим людям так, как хотели бы, чтобы относились к ним.

А. Бандура, У. Бронфенбреннер, представители американской школы, определяют концепцию социального научения, в основе которой, лежит механизм идентификации, подражания и внушения, следования социальным нормам, обмен деятельности между людьми. Педагогическое понимание сущности процесса социализации видится в приемах целенаправленно использовать в практике воспитания примеры для подражания, систему поощрений и наказаний, что позволит личности формировать поведение социально-значимой модели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.